Каждый ребенок – самый нужный
<![CDATA[Про многодетную семью Лариных в газетах писали уже не раз <p style="text-align: justify;">Каждый ребенок – самый нужный.
Последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается как День матери. В преддверии этого праздника мы побывали в гостях у женщины, которая целиком посвятила себя материнству.
Про многодетную семью Лариных в газетах писали уже не раз, да это и не удивительно, ведь отец семейства сам работает в СМИ. А дети его – те, что уже подросли – выбрали каждый свою дорогу, свои увлечения и приоритеты, каждый блистает своими большими и маленькими победами: есть чем гордиться, есть о чем рассказать. Однако все это время лично для меня загадкой оставалась главная фигура – мама этой большой семьи. В наше время все больше женщин рожают второго ребенка, есть и те, кто отваживаются завести третьего. Но… шесть? Хотелось увидеть, спросить и понять.
Истинная красота
Первое впечатление: Лидия – красивая женщина. Не той гламурной красотой, которая смотрит на нас с обложек глянцевых журналов, а бесконечной добротой и терпением в глазах. И еще – запахом молока и домашнего уюта вокруг. И… целой россыпью девчат, одна другой меньше, которые глядят на нас из-за маминого плеча лучистыми, словно звездочки, глазами. Наташа, Лена, Ника и Маруся. Младший сын Петя, ему год и 4 месяца, пристроился у маминой груди, да так и заснул. А старший сын, 14-летний Егор, ушел по своим делам, а скорее – просто не было настроения общаться с любопытными журналистами.
– Когда-то я думала о том, чтобы отучиться после школы на педагога и работать с дошколятами, – рассказывает о себе Лида. – По крайней мере, ничего плохого не видела в том, чтобы вокруг было много детей. Но подруги отговорили: профессия педагога в то время уже вышла из моды. То ли дело – художник…
Так и вышло, что девушка поступила в художественное училище. Правда, настоящего художника в итоге из нее не получилось. Но зато в театральной студии при Дворце Молодежи, где Лида занималась по вечерам, она встретила своего будущего мужа. Но внимание на него обратила не сразу. Однажды возвращалась домой на последнем вечернем троллейбусе, ехавшем через весь город. В этом же троллейбусе ехал и Сергей. Он поздоровался с девушкой, назвав ее по имени. И этим ей запомнился: имя у нее редкое, знакомые часто путали.
Спустя полтора года после этой «встречи» в троллейбусе Лидия и Сергей поженились. А за месяц до свадьбы – повенчались. Вера вошла в их жизнь вместе с отцом Сергеем, художником, вместе с которым они помогали восстанавливать храм Спаса-на-Яру: реставрировали иконы, расписывали стены. Вошла – да так в ней и осталась.
Все трудности преодолимы
Вопрос о том, думала ли Лидия Ларина в то время, что станет многодетной мамой, ей наверняка уже задавали не раз. Но она честно отвечает: со своими родителями отношения в свое время как-то не заладились. А ей очень хотелось большую и дружную семью.
В школе Лида все-таки поработала: одно время она вела кружок по рисованию для ребятишек, остававшихся в группе продленного дня. А потом даже получила то самое педагогическое образование, о котором мечтала когда-то, по специальности «теолог». Но поняла, в итоге, что специалисты с дипломами – несмотря на массовое внедрение в наших школах такого предмета, как «основы православия», – мало кому нужны. Необходимые для преподавания «основ» знания учителям начитывают на подготовительных курсах.
Но это не самое печальное.
– Хуже, когда в школе становятся ненужными дети, когда они… мешают педагогам работать, – подмечает Лида. – Учитель сегодня, чтобы заработать нужные баллы и получить зарплату, должен провести мероприятие. Вот и все. А будет ли что-то вложено при этом в душу ребенка – в балах не измеришь… И это остается на совести педагога.
А вы не замечали, что из учебного процесса, из отношений «ученик – учитель» сегодня уходит что-то важное? Воспитывают ли в школе ваших детей, пытаются ли раскрыть индивидуальность каждого? Или куда важнее для педагога – натаскать класс на прохождение тестов? Ведь это, согласитесь, далеко не одно и то же… И, кстати, нечто подобное происходит сейчас и во многих семьях. Родители с утра и до позднего вечера пропадают на работе, и притом по вполне «уважительным» причинам – чтобы заработать денег и прокормить семью. В итоге, вроде бы, и холодильник всегда набит едой, и ребенок обут-одет, и телефон-компьютер у него не хуже, чем у сверстников, но… По вечерам сын коротает время у компьютера, папа – у телевизора, мама – на кухне… И такое ощущение, что каждый – в своем углу, и чего-то очень важного не хватает для того, чтобы семья ощутила себя семьей… И у ребенка рано или поздно возникнет вопрос: а нужен ли я здесь? И если да, то зачем?
– Мои старшие дети тоже спрашивали у меня: мама, а зачем ты родила Машу? И Петю? – рассказывает Лида Ларина. – Мол, нам и так жить непросто. Я обычно отвечала: а вот представь, что тебя не родили бы? И больше вопросов не было…
И на наш наивный вопрос: «Так для чего вам столько детей?» – Лида тоже отвечает просто:
– Чтобы было.
И спрашивать больше, кажется, не о чем. Ну и пусть в таком положении, как у нее, лишнего рубля на себя не выкроишь: учебники и тетради, спортивный инвентарь, одежка-обувка требуются каждому члену семьи. Но в такой ситуации так ли нужен этот самый рубль «для себя», много ли он принесет радости? Ну и что, что семья уже много лет стоит в очереди на улучшение жилищных условий – места не хватает катастрофически, а чиновники городской администрации предлагают Лариным в такой ситуации прибегнуть к ипотеке? Все сжились, свыклись в этой тесноте, и маленький Петя уже привычно засыпает под девчачий визг и гомон…
Становится понятно, что все трудности семья так или иначе преодолеет. Как раз потому, что они – Семья. В самом правильном и понятном смысле этого слова.
Главное украшение Лидии Лариной – терпение и доброта во взгляде… и целая «россыпь» девчат вокруг нее.
Оксана КАЛАШНИКОВА.
]]>