Немногочисленным рязанцам показали картины Эдварда Мунка
В воскресенье, 20 октября, в рязанском киноцентре «Кронверк Синема» немногочисленным зрителям (видимо, истинным ценителям искусства) показали фильм-выставку о творчестве Эдварда Мунка.
Уверена, имя этого художника мало что скажет простому обывателю, и единицы вспомнят названия его картин. Однако, есть одна, которую знает подавляющее большинство. «Крик» – вершина творчества художника, его самое противоречивое произведение, вызывающее споры, суждения, восторги и откровенное неприятие.
Кроваво-оранжево-желтое зарево, темная извилина реки, скупая геометрия деревянного моста и извилистая фигура некоего обобщенного человеческого образа, практически лишенного выражения лица. Раскрытый в крике рот, круглые глаза, намек на линию носа, руки закрывающие уши на безволосом черепе… Чистое воплощение ужаса.
Написал эту картину норвежский художник в 29 лет, и, как теперь известно из его дневника, образ этот пришел ему на прогулке, когда он сам пережил нечто похожее на паническую атаку. Мунк еще не раз переписывал «Крик», имеются четыре разных ее варианта, но самой известной остается первая, написанная в 1893 году, и которая хранится теперь в музее Мунка (Осло, Норвегия).
Фильм-выставка «Мунк – 150», снятый к юбилею живописца и который демонстрировался в рязанском киноцентре 20 октября, рассказал зрителям о необратимых переломах в жизни и психике Эдварда Мунка. Которые отразились на восприятии действительности и, в конце концов, привели к изменениям в технике рисования.
На протяжении всего творчества Мунк оставался убежденным экспрессионистом, однако, в ранних произведениях, по мнению специалистов, просматривается влияние французских импрессионистов. Картины начального периода жизни норвежца отличаются обилием деталей, игрой цвета, переливами оттенков. С течением времени к этой технике Мунк обращался все реже.
Искусствоведы, которые на протяжении всего фильма комментировали «взлеты и падения» в творчестве художника, назвали его своего рода «рассказчиком» в изобразительном искусстве. В любом случае, он ни в коей мере не повествователь. Мунк выхватывает из действительности один образ, факт, явление и сосредотачивает внимание только на нем, не отвлекаясь на подробности. Поэтому практически все его картины моно- и однотонны, достаточно плоские, почти лишенные декораций, окружающих центральную фигуру.
И еще один стилистический прием свойственен Мунку. Герои его картин лишены выражений. То есть, они, все как в «Крике» имеют некий намек на лица, но в целом напоминают «физиономии» древнерусских кукол – крестики вместо глаз и черточка заместо рта. Остальное нам предлагают домыслить самим, мол, нарисуйте кукле, в нашем случае, персонажу полотна то «лицо», какое хотите.
Картин, где лицо образа прорисовано досконально – наперечет. Одна из них, знаменитая «Мадонна». Возможно потому, что у нее была реальная натурщица, а не абстрактные фигуры «из жизни».
Как ни странно, в целом фильм не оставил гнетущего впечатления, как это, по отзывам, происходило на выставке Мунка в Москве. Скорее всего, причина в том, что ретроспектива «выхватывала» из общей массы картин не только темные, но и светлые темы. К примеру, по-мунковски необычные, жизнеутверждающие пейзажи суровой северной природы. Одним словом, многогранный автор. Но, на любителя.
Ольга Челышева