Из старины глубокой, или Скромное обаяние «33 квартала»
Трудно себе представить, но центральный городской квартал, образуемый улицами Ленина (Астраханской), Полонского, Николодворянской и Свободы стал застраиваться только после 1780 года, когда Рязань получила в свое распоряжение регулярный план застройки.
Купеческий размах
Современность пощадила часть старинных построек. Попробуем проследить, с какой целью они строились первоначально, и какую функцию выполняют сейчас. Но предварительно поясним, что строительство охватило тогда не все пространство, а только южную оконечность будущего квартала по линии улицы Николодворянской. Дальше, вдоль высокого правого берега Лыбеди дугообразно тянулись земли Ямской слободы.
По плану 1780 года этот квартал получил номер 33, и уже на следующий год неподалеку от строящегося Гостиного двора (сейчас Камерный зал областной Филармонии), вырос каменный дом рязанского купца Степана Гордеева. Сегодня это здание занимает Рязанское художественное училище (ул. Ленина, 32). Дом Гордеева был первой частновладельческой постройкой, возведенной по новому плану.
В 1807 году Степан Егорович продал свой городской дом откупщику, военному советнику Василию Евграфовичу Татищеву. К слову, племяннику историка В.Н. Татищева. Но в 1816 году имущество Татищева было продано с аукциона, владение с двумя каменными домами и многочисленными надворными постройками приобрел другой купец – Иван Грамзин, семья которого становится его хозяевами более чем на полвека. Затем владельцем дома-усадьбы по архивным документам становится Зуся Иосифович Колманок. В 1890 году его сын открыл единственную за всю историю Рязани частную банкирскую контору.
Дворянские и купеческие усадьбы строились «широко» и почти всегда выходили на две улицы. Усадьба, обрастая пристройками, продолжала переходить из рук в руки до тех пор, пока в 1909 году ее часть с садом и двухэтажным деревянным домом, выходящим на улицу Дворянскую (теперь – улица Полонского), не была продана городскому обществу для размещения служб родильного приюта имени С. Живаго.
Соседний с усадьбой Гордеева участок сегодня занимает главное здание всей области – региональное правительство (ул. Ленина, 30), а в конце XVIII века оно единолично принадлежало статскому советнику Александру Степановичу Болтину, рязанскому вице-губернатору в 1786-1792 годах. В 1790-х годах усадьба была куплена Гаврилой Васильевичем Рюминым, но в середине следующего века его наследники избавились от недвижимости и продали все имущество клинскому купцу Анзимирову. Его вдова продала усадьбу «Банку Сергия Живаго». На месте дома на Астраханской, в котором банк Живаго проработал 40 лет, в 1912 году появилось новое здание банка, которое как раз сейчас и занимает областное правительство.
В 1878 году на части этой просторной усадьбы со стороны улицы Дворянской было выстроено здание родильного дома и детского приюта им. С. Живаго. Сейчас здесь (ул. Полонского, 7) размещены областной избирком и региональное министерство экономического развития.
Аптечные места
Не менее интересна история части квартала, расположенной ближе к Лыбеди. Так, владение по другую сторону от дома Гордеева (ул. Ленина, 36) на протяжении своего существования, то есть с конца XVIII века, традиционно считалось аптечным местом Рязани. Начало этой традиции положил штаб-лекарь, надворный советник Михаил Андреевич Хотунцов, владевший усадьбой в 1790-1801 годах. Видимо, именно он открыл и содержал первую в Рязани частную, или «вольную» аптеку.
В марте 1801 году он продал владение поручику Гроссману, затем она стала принадлежать провизору Ивану Михайловичу Маллену. В 1821 году рязанским уездным судом было начато дело о взыскании с него долгов разным лицам на крупную сумму. Не имея наличных денег, Маллен предоставил для удовлетворения кредиторов все свое движимое, а затем и недвижимое имущество. «Дело о банкротстве» позволило восстановить облик единственного в Рязани того времени заведения подобного рода. Аптека состояла из двух помещений – кладовой («особой комнаты») и основного помещения, совмещавшего в себе функции лаборатории и торгового зала.
В середине 1860-х годов усадьба обретает «долгосрочного» хозяина. Усадьбу с аптечным заведением приобрел титулярный советник Карл Яковлевич Баниге. В это же время дом, вероятно, был перестроен. По данным оценочной комиссии Рязанской городской управы за 1881 год он уже значится двухэтажным. «Лекарская» традиция продолжилась и в наше время, сейчас в этом доме – Женская консультация №1.
От Волконской до Зелятрова
Следующее здание известно тем, что в начале XX века в нем располагалась частная мужская гимназия Николая Николаевича Зелятрова (ул. Ленина, 38), сейчас это один из корпусов школы-лицея №7. По архивным документам история владения прослеживается с начала XIX века. В конце 1826 года усадьба была куплена княгиней Екатериной Александровной Волконской.
Это имя неоднократно упоминается в источниках в связи с литературным кружком, который существовал в Рязани в 1820-х годах. В мемуарах историка литературы А.Д. Галахова говорится, что из трех дочерей Е.А. Волконской «одна вышла замуж за полковника Казначеева, бывшего впоследствии правителем канцелярии одесского градоначальника Воронцова». Сенатор, действительный тайный советник Александр Иванович Казначеев и его супруга Варвара Дмитриевна входили в одесское окружение Пушкина, с которым близко общались и состояли в переписке. К тому же, будучи в конце 1820-х годов сначала градоначальником Феодосии, а затем Таврическим губернатором, А.И. Казначеев покровительствовал тогда начинающему художнику Ивану Айвазовскому.
На протяжении двух веков дом также несколько раз менял владельцев. В начале XX века им владели коллежский советник Полянцев, дворянка Шатилова, купеческий сын Михаил Сергеев. Последний сделал реконструкцию и в 1905 году сдал дом в аренду содержателю частной гимназии В.И. Радушкевичу, занявшему почти весь первый этаж. Одновременно комнаты левой части верхнего этажа снимала женская гимназия В.П. Екимецкой. Позднее, видимо в 1909 году, гимназию Радушкевича приобрел Н.Н. Зелятров. Через год он купил весь дом.
Дом с «красивостями»
В начале улицы Дворянской в конце позапрошлого столетия сложилась довольно крупная усадьба коллежского секретаря Павла Ивановича Измайлова. Главный дом (ул. Полонского, 19), представляет собой типичный образец доходного дома. После смерти Измайлова его вдова продала усадьбу дворянину Калинину. От него левая часть владения, смежная с усадьбой Баниге, в 1910 году перешла крестьянину А.Г. Богачеву, которому, видимо, еще раньше перешла и правая часть усадьбы Баниге, выходящая на Дворянскую улицу. На двух смежных участках Богачев строит двухэтажный деревянный доходный дом (ул. Полонского, 15). Теперь это обычные жилые дома.
Самой яркой постройкой квартала, возведенной в первые годы XX века, стал дом П.Ф. Лебедева, построенный на части усадьбы Баниге. К сожалению, едва закончилось строительство двухэтажного деревянного дома в модном русском стиле, как он сгорел. Некоторое представление о его фасадном декоре можно получить, благодаря богато украшенному резьбой деревянному флигелю (Полонского, 13-а), где ныне располагается областной Центр медицинской профилактики.
В 1905 году Лебедев выстроил новый каменный дом в три этажа (Полонского, 13). За основу композиционно-планировочного решения был взят дом известного архитектора Л.Н. Кекушева, возведенный в 1902 году на Остоженке в Москве. Строительство этого дома стало для Рязани событием, – настолько непривычной и даже вызывающей была его архитектура, сочетавшая одновременно черты эклектики и модерна. Современники, признавая этот дом лучшим в Рязани, подвергали критике увлечение застройщика «красивостями». Лебедев сдал едва отстроенный дом под лечебницу. Теперь здесь — Физиологический корпус Рязанского медуниверситета.
Мы рассказали лишь о двух улицах «33 квартала» старинной Рязани. Противоречивые и разноликие здания, тем не менее, составляют истинный городской ансамбль, сложившийся за века, и который время сохранило для нас почти полностью.
Ольга Челышева
(Подготовлено по материалам статьи Д.Ю. Филиппова «История 33-го городского квартала).
Есть мнение
Игорь Канаев, краевед, член Рязанской городской топонимической комиссии:
– К счастью, новостройки не испортили общего колорита этих улиц. Даже «дом-комод», выстроенный на углу Полонского и Свободы в 30-х годах XX века, хорошо вписался в ландшафт. Я бы не назвал здания «33 квартала» шедеврами, но это серьезная городская застройка, требующая бережного к себе отношения.