Проект «Рязань - Родной город»|Вторник, Апрель 23, 2024|18:06
Вы здесь: Главная » новости » Маргарита Никонорова: «Работа для меня, как хобби»
  • Подпишись!

Маргарита Никонорова: «Работа для меня, как хобби» 

1

Вопрос выбора профессии и места работы перед героиней нашей публикации, по существу, не стояли. Школа и только школа! Почему? Потому все десять лет обучения ей в школе было интересно и комфортно. Знакомьтесь: Маргарита Никонорова – учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №2 имени академика И.П. Павлова. Победитель регионального конкурса «Учитель года» в 2013 году.

Однажды и навсегда

– Я знала, что буду учителем, вот только каким? – рассуждает моя собеседница. – Мне всегда нравилась математика, но пугала физика. Не в том смысле, что я боялась ее сдавать, а в том, что побаивалась ее преподавать. Учитель физики для меня всегда был слишком серьезным человеком, и, соответственно, предмет, связанный с ним – тоже. Но школу любила всегда, а еще с малышами нравилось заниматься, и, подумав, я поступила в пединститут на факультет начального обучения.

Заметив врожденную любовь к детворе, активную студентку и ее лучшую подругу чуть ли не с первого курса пригласили работать вожатыми в солотчинский лагерь «Орленок». Девушки там прижились: каждый год — по две смены! Для кого-то это трудовая повинность, а для них — игры, смех и море положительных эмоций.

Отучившись в институте с не меньшим удовольствием, чем в школе, в профессию молоденькая учительница Маргарита Александровна пришла не сразу. По личным причинам: после четвертого курса она вышла замуж и родила дочку Машу.

- Поэтому один год я посвятила малышке, а в 1990 году случайно узнала о свободной вакансии в школе №2, — рассказывает педагог. — В начале сентября там ушел учитель, и надо было срочно вводить нового преподавателя. Я пришла, меня взяли, и вот уже 23 года я не меняю места работы.

«Я счастлива!»

Становление молодого педагога пришлось на годы, за которыми прочно закрепился эпитет «лихие». Для нее самой и ее коллег это время стало проверкой на верность профессии — в самом высоком смысле. Остались, как говорит Маргарита Александровна, те, кто не изменил бы школе ни при каких обстоятельствах.

– Честно говоря, я сейчас вообще не представляю, как мы все это пережили. На энтузиазме, наверное, — убеждена женщина. — Нашей семье, да еще с маленьким ребенком, было очень трудно. И еще было очень обидно за свою профессию, которая в тот момент резко упала в статусе. В моем детстве, я помню, все относились к учителям с огромным уважением, так, будто они сошли к нам с какого-то пьедестала. А когда начала работать, поняла, что на самом деле все не так.

Что делать и как быть? Маргарита Александровна не стала философствовать над этими вопросами. Она ответила на них, с головой окунувшись в школьную жизнь, которая, конечно, пересекалась с жизнью страны, но в целом — шла параллельным с ней курсом. Дефолт, импичмент, путч – это все там, за стенами школы, а внутри продолжался кропотливый труд по воспитанию и обучению детворы. Ведь установку «сеять разумное, доброе, вечное» никто не отменял.

– 90-е годы были тяжелым временем и одновременно очень интересным, – продолжает вспоминать педагог. – Наша школа как раз «вживалась» в статус гимназии, то и дело менялись учебники, и надо было под них подстраиваться, постоянно приходилось что-то писать, сочинять. Открылось широкое поле для самовыражения, создания авторских программ, но главное, я еще больше полюбила свою работу, с тех пор она для меня как хобби.

Казалось бы, закончил ребятенок начальную школу, подхватили его под рученьки новые преподаватели, да и повели каждый в свою науку: кто в биологию, кто в информатику, тут и позабыть бы ему «учительницу первую свою». Но вот ведь парадокс: никогда этого не происходит.

– Самое приятное, это когда мои выпускники, сами став мамами и папами, приводят своих первоклашек именно ко мне, – делится сокровенным Маргарита Александровна. – Это наивысшая оценка моего труда и серьезный шаг со стороны моих бывших выпускников. Честное слово, я в такие моменты счастлива: доверяют… И в то же время, на меня ложится огромная ответственность. Банальная фраза, но это так. Надо ведь оправдать доверие, выдержать своего рода экзамен перед родителями.

Самый важный конкурс

Есть люди изначально «заточенные» на соревновательность, на демонстрацию себя, на выражение своих амбиций. Маргарита Александровна Никонорова — человек совершенно иного склада. Однако жизнь сейчас такова, что если ты сам о себе не заявишь, то рискуешь остаться на задворках профессии.

– Хочешь, не хочешь, нужно шагать в ногу со временем, нравится тебе это или нет, — убеждена наша героиня. — Я участвовала в нескольких городских конкурсах, и даже на всероссийском уровне мои ребята занимали первые места, но «Учитель года»… Не могу сказать, что меня силой заставили, просто когда в очередной раз предлагают, уже неудобно отказываться. И я решила, что если не сейчас, значит, никогда.

В соревнованиях на городском этапе конкурса Маргарита Никонорова показала второй результат, а в областном – стала признанно лучшей. Самым ответственным из всех заданий для нее, учителя со стажем, было, как ни странно, проведение урока.

– Если урок не успешен, говорить вообще не о чем. Тема, над которой я работала несколько последних лет, называлась так:  «Организация исследований на уроках «Окружающего мира». Я осталась довольна тем, как провела урок.

Во время участия в конкурсе ей довелось близко познакомиться с Екатериной Алексеевной Филипповой. Думаем, многие помнят, как рязанские учителя два года подряд становились лучшими в конкурсе «Учитель года России»: Зинаида Климентовская в 1995 году, Екатерина Филиппова – в 1996. Беспрецедентный случай в истории конкурса.

– Екатерина Алексеевна была членом жюри и на городском, и на областном этапах конкурса. Она — человек, который заряжает энергией, — вспоминает наша героиня. — С ней я могу сравнить только нашего завуча Лидию Ивановну Городцову, которая многое сделала для меня в плане становления. Поскольку она уже на заслуженном отдыхе, мои слова не будут выглядеть, как комплимент начальству. Я помню, когда приходила к ней на уроки, а Лидия Ивановна тоже преподавала в начальных классах, мне казалось, что, во-первых, я так не смогу, а во-вторых, хотелось повторить и сделать.

Такое вот противоречие. И пусть стремление к соревнованиям ей не свойственно, куда важнее, что Маргарите Александровне присущ профессиональный азарт.

Вопросы о главном

Мы с моей собеседницей сидим в опустевшем классе. Вечер, закончился последний урок у второй смены… Я задаю вопросы моложавой женщине, которой никогда бы не дала тот возраст, в котором она призналась, и думаю: будь моя воля, я напечатала бы одни ответы. Монолог открытого человека о любимой профессии. Но вместо этого продолжаю поддерживать формат диалога:

–  Маргарита Александровна, каково вам работается с современными учениками?

– Я очень часто слышу, что мол, сейчас ученики не те. Как это понять? Разумеется, они меняются вместе с эпохой. Говорят, дети стали более ленивыми и менее сообразительными. А мне кажется, они просто другие. Там где раньше ученики брали трудолюбием, сегодняшние достигают результата мобильностью.

– Вам не обидно, что ваши выпускники получили интересные профессии, состоялись в бизнесе, а вы остались школьной учительницей?

– А я не считаю свою профессию не интересной. Действительно, среди моих выпускников есть те, что закончили МГУ, другие важные московские вузы. Ну так это же здорово, я искренне рада за них. В их достижениях есть частичка и моего труда. Да, появляется иной раз ощущение, что по кругу ходишь, сидишь в школе и другой жизни не видишь. Иногда задумываюсь: если не учителем, то кем бы я еще могла стать. Понимаю, что в силу общительности — много кем, а потом спрашиваю себя: а хочу ли? И все сразу становится на свои места. Как мне кажется, у учителей не самый плохой круг общения – дети. Что может быть лучше?

Какие планы строите?

– Работать. Честно говоря, в последний год приходилось так много отвлекаться от основной своей работы, что у меня даже появился легкий голод. Мне хочется заняться с моими малышами тем, на что времени не хватало. Провести какой-нибудь незапланированный праздник, например. В тоже время, конкурс познакомил меня с большим количеством интересных людей, и есть желание расширить круг общения. А еще, теперь я живу с ощущением, как многого я, оказывается, не знаю, и как много всего надо попробовать.

Спросила я учителя и о личном времени. Как и следовало ожидать, на себя его почти не остается. Много хлопот и дома, и в школе. Требует присмотра сын-подросток – Глеб. А еще недавно в их семье появилось маленькое чудо: дочка Маша родила непоседу Киру, и Маргарита Александровна стала молодой бабушкой. Так что, в прямом смысле, каждый день она отдает свое сердце детям.

Ольга Челышева

Читайте также:

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
russian marriage homepage counter счетчик сайта