Проект «Рязань - Родной город»|Четверг, Апрель 25, 2024|20:08
Вы здесь: Главная » новости » У рязанского музея истории ВДВ начинается новая жизнь
  • Подпишись!

У рязанского музея истории ВДВ начинается новая жизнь 

1

Музей истории воздушно-десантных войск был создан на основании решения Министра обороны СССР А.А. Гречко от 14 ноября 1968 года, по просьбе командующего ВДВ В.Ф. Маргелова. Свои двери перед посетителями самый «боевой» музей нашего города распахнул в июле 1972 года и благополучно работал вплоть до 2009-го, когда министр обороны Сердюков одним росчерком пера ликвидировал в стране чуть не все военные музеи. Как ни странно, но… с этого момента у рязанского музея началась новая жизнь.

По крупицам

– Спас музей командующий войсками ВДВ Шаманов, – экскурсовод Владимир Немировский ведет меня по лабиринтам залов и одновременно ликвидирует мою безграмотность во всем, что касается подвигов «крылатой пехоты». – Владимир Анатольевич поступил мудро, проявив дальновидность, вместо полного расформирования сделал его музейным отделом Рязанского училища ВДВ.

Интересуюсь, как музей обзаводился экспонатами? Оказалось, без особых проблем. Часть их поступала по прямому приказу Маргелова из воздушно-десантных соединений страны. Как понимаете, материал был богатейший – десантники участвовали в Великой Отечественной войне, бывали во всех европейских государствах. А потом, когда сами военнослужащие узнали об учреждении такого музея, с охотой начали присылать в Рязань вещи, документы отцов и дедов, учебные пособия, мемуары. Кстати, продолжают слать до сих пор. Владимир Исаакович продолжает:

– Статус нашему музею вернул новый министр обороны Сергей Шойгу, и потихоньку, после многолетнего простоя в связи с ремонтом, мы вновь начинаем разворачивать свои экспозиции. К сожалению, часть предметов безвозвратно утрачена. Они хранились в подвалах, и их залило сточными водами. Это для музейщиков большая потеря: все равно, что потерять близкого друга. Полтора года назад нам выделил средства бывший сенатор Совета Федерации Сергей Миронов, на эти деньги нам сделали новые витрины, все, чему можно было вернуть первоначальный вид – пропустили через химчистку.

«Аглицкая» шинель и пулемет «Максим»

Сейчас в музее выставлено всего 10-12% экспонатов из имеющихся, остальные – в запасниках. Самая распространенная надпись в залах – «Экспозиция на реставрации». Но любопытных предметов, вещей и вещиц, открытых для просмотра, все равно хватает. Следуя за экскурсоводом, подхожу к витрине с шинелью и буденновкой.

– Что у нас в недавнем прошлом было изображено на звездочке у солдат и офицеров? – задает вопрос Владимир Исаакович и, не дождавшись ответа от опешившего журналиста, сам отвечает: – Серп и молот. А здесь вы что видите? Молот и плуг. Помните фразу «Перекуем мечи на орала»? Эта звездочка уникальна, она создана в 1918 году, и в таком виде просуществовала до 1922 года, лишь в апреле появились серп и молот. Раньше, чем на гербе нового государства – СССР, которое, как известно, было образовано 30 декабря 1922 года.

Шинель сшита из сукна, Владимир Исаакович именует его «аглицким», и, скорее всего, оно именно такого происхождения. На груди – три красных нашивки. Цвет говорит о роде войск: синий – кавалерия, красный – пехота, черный – инженерные войска, голубой – авиация. Вообще этот элемент называется нагрудным клапаном, солдаты в просторечии называли их «разговоры».

Подходим к пустой витрине. Пояснения экскурсовода при этом звучат несколько абстрактно, но не менее познавательно:

– Здесь у нас должны быть пулемет «Максим» и винтовка Мосина – лучшая винтовка мира. Во время войны она использовалась как снайперская. «Максимов» Россия закупила в 1910 году в Америке, в оригинале он был без колес и без щитка, их придумали наши инженеры Соловьев и Колесников. Пулемет стал весить 66 кг, но зато с колесами появилась маневренность.

Налево от входа – зал создания воздушно-десантных войск. 2 августа (к слову, в День Ильи Пророка – покровителя десантных войск) 1930 года под Воронежем впервые в мире был совершен массовый прыжок. 12 офицеров десантировались в условный тыл противника из самолета «Фарман-Голиаф». Пять лет спустя состоялись Киевские маневры: с тяжелых бомбардировщиков одновременно совершили прыжок 1 188 человек.

– Я «выкопал» из источников, что на этих учениях присутствовали все аккредитованные в Советском Союзе военные атташе, – рассказывает Немировский. – Они были потрясены происходящим, потому что ничего подобного в мире не было. Среди зарубежных представителей были два «дружественных» нам лица – Генрих Гейдрих и Курт Штудент. Последний в итоге стал основателем и первым командующим германских воздушно-десантных войск. По существу, они всему научились у нас.

Ад для фашистов

К началу Великой Отечественной войны у Советского Союза насчитывалось пять воздушно-десантных корпусов, с общей численностью около 50 тысяч человек. В Музее истории ВДВ экспонатов, посвященных самой кровавой войне прошлого века, представлено множество. К примеру, я впервые вблизи увидела авиабомбы, которые фашистские летчики сбрасывали на наши города. Но диарама «Подвиг воздушного десанта под Вязьмой» меня просто покорила.

История такова. В январе 1942 года в тыл врага под Вязьмой (Смоленская область) по приказу маршала Жукова был десантирован 4-й воздушно-десантный корпус. Его задачей было в течение 3-4 суток удерживать отход противника в западном направлении и не допустить подхода резерва с востока. К цели десантировалось около 10 тысяч человек. Вместо нескольких дней они провели там пять месяцев! Последняя группа соединилась с нашими частями 28 июня 1942 года. Советские десантники устроили немцам сущий ад, уничтожив более 15 тысяч фашистов.

Сотрудники изостудии имени М.Б. Грекова – народный художник СССР П.Т. Мальцев и заслуженный художник РСФСР Н.С. Присекин — были потрясены мужеством десантников. По первоначальному замыслу они хотели написать монументальное полотно, но чем больше узнавали фактов, тем больше появлялось идей, и вместо картины они решились на создание диарамы.

С неба «падают» парашюты, десантники ведут огонь по противнику с воздуха, на земле идет рукопашная схватка… Кирпичи, «тлеющие» доски – на переднем предметном плане практически ничего не менялось с момента создания. Правда, убрали немецкий автомат, потому что во время ремонта в музее было огромное количество рабочих, сотрудники побоялись, что его украдут.

– Мне рассказывали, что лет 15 назад к нам пригласили участников этого десантирования, – делится мой гид. – Вдруг одна старушка заохала. Все засуетились: «Ой, женщине плохо, дайте воды». А она им: «Какой воды! Идите вы… туда-то и туда-то. Я себя молодою увидела!» Видите девушку слева? Это медсестра Распопова, которая десантировалась в тыл вместе с мужем. Участников битвы Присекин и Мальцев рисовали по фотографиям, так что на переднем плане многие изображены такими, какими были в то время. Вот женщина и растрогалась: молодость прошла. И когда все ушли, она еще минут 20 сидела, и слезы вытирала.

Создатели полотна вычитали, что вместе с десантниками все пять месяцев с фашистами сражался корпус генерала Белова. На заднем плане изображен его корпус. Лошади использовались для подвоза припасов, оружия, имущества, раненых.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 декабря 1973 года авторы диорамы были удостоены Государственной премии имени Ильи Репина.

Планов — громадье

Владимир Немировский работает в музее четыре года, и всегда, еще с курсантской десантной молодости интересовался историей родных войск.

– Владимир Исаакович, что остается в запасниках?

– Порядка 70 тысяч экспонатов, это очень много. Ремонт музея закончился два года назад, но доделки продолжаются. В залах не полностью представлено холодное и стрелковое оружие. Динамореактивную пушку пока можно увидеть только на фотографии. У нас есть роторный миномет, которого даже в московском музее нет, и военная форма одежды 37 государств. У нас не выставлено огромное количество парашютов, в том числе импортных спортивных куполов. Но, несмотря на это, общее представление о десантных войсках и подвигах десантников музей дает.

– У вас есть любимый экспонат?

– Трудный вопрос. Как можно не любить, например, вот эту пушку-«сорокопятку»? Она была единственным противотанковым средством на начало войны. Приходит дедуля, становится на колени, целует ее и говорит: «Ты моя родная…» Как к этому относиться? Ветераны даже гвоздички на нее кладут. Мне нравится

значок Минова???? , который получали мастера парашютного спорта. У нас хранится образец 1930 года. Абсолютный раритет!

– С кем интереснее всего работать?

– С детьми. С одной стороны с ними хлопотно, они шумливые, с другой – интересно. Пятиклассник меня однажды спросил: «А этими ножами десантники убивали фашистов?» Я задумался, но ответил: «Да. Потому что наши десантники защищали свою Родину от захватчиков, которые хотели сделать нас рабами».

Кто первым в мире десантировался на Северный полюс? Вы прочтете, что какой-то американец. Врут. Первым был капитан Волович, он это сделал 9 мая 1949 года в паре с Медведевым в 13 часов 15 мин. Но это было секретно, поэтому мир не узнал первых покорителей-десантников. В нашем музее мы рассказываем о таких вот, ранее закрытых страницах отечественной истории.

– Что в планах?

– В музей начнут поступать образцы современной боевой техники. Кроме того, в Центральном музее вооруженных сил хранятся 18 наших боевых знамен, побитых осколками и снарядами. Надеемся, что с возвращением  нашему музею статуса, вернут и знамена. Появится галерея Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации. Планов громадье. Жизнь музея продолжается!

Ольга Челышева  

Директор музея истории ВДВ Степан Таненя: «Порой мы выискиваем такие экспонаты, о каких и не подозревали».

– В музей вновь стало приходить много посетителей, радует, что нас любят и помнят. С 1 февраля начинаем работу в новом качестве, как обособленный филиал Федерального государственного казенного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны РФ. Наш штат составляет 32 человека, и он уже почти укомплектован, на данный момент вакантными остаются две должности экскурсоводов и одна — музейного смотрителя. Желающие могут попробовать себя на этом поприще, обращайтесь.

На самом деле, вопрос с кадрами решился очень своевременно, в прошлом году ощущалась острейшая нехватка сотрудников. По этой причине мы практически полностью прекратили работать с туриндустрией. Потому что к нам приводят большие группы, которым интересно увидеть серьезные тематические выставки, а их у меня просто некому было готовить. Мы постепенно восстанавливаем экспозиции, но, как говорится, в промежутках «между боями».

Быть директором такого огромного музейного комплекса, наверное, очень сложно.

– Я всю жизнь служил, был командиром, а потом пришел сюда и работаю здесь уже 13 лет. Для меня музейное дело было совершенно новым, я изучал его по ходу работы. Если что-то было неясно, обращался к сотрудникам рязанского кремля, проходил много стажировок на базе Министерства обороны РФ. А дальше… Надо просто читать книги и изучать архивы.

– У вас есть любимый зал или экспозиция?

– Когда я принял музей, он «умер» на периоде 70-80-х годов прошлого века. Замер в статичном положении. Передо мной поставили задачу приблизить его к современности. Надеюсь, что я этого достиг, потому что у нас появились дополнительные площади. Пусть пока не в полном объеме, но отражены все боевые события, где участвовали воздушно-десантные войска – Афганистан, Абхазия, Чечня. Поэтому назвать любимый зал не могу, все любимые. Даже больше скажу, любимое — это то, что мы еще не нашли.

Наш музей, к слову, до сих пор не описан, то есть, практически неизведан. Порой выискиваем такие экспонаты, о каких и не подозревали. Обнаружили, к примеру, карты боевых действий периода 1939-40-х годов, и эти события открываются совершенно в ином свете. У нас есть архивы многих десантников, которые до сих пор никто не раскрывал. Они как были опечатаны, так и остаются в этом виде, потому в штате музея нет ни одного научного сотрудника. В полном объеме мы ознакомились с 35 000 экспонатов. Это то, что мы просмотрели, и я точно знаю, где что находится. Всего же по учету проходит под 80 тысяч экспонатов, а если оценивать реально, то, наверное, больше сотни.

В тему

Историко-мемориальный зал расположен в здании бывшей Рязанской духовной семинарии, построенном в 1816 году по проекту архитектора А.А.Михайлова. Охраняется государством как памятник архитектуры. Общая площадь музейной экспозиции – 4 500 м2.

В настоящее время Музей истории ВДВ представляет собой три больших отдела и включает:

– бывший историко-мемориальный зал военной автомобильной техники площадью 4 600 м2;

– бывший музей истории Рязанского военного автомобильного института площадью 480 м2;

– бывший музей истории средств связи и Рязанского высшего военного командного училища связи площадью 480 м2.

Всю информацию можно узнать, обратившись по адресу: Рязань, ул. Военных автомобилистов, д.12. Тел.: 93-94-74, 93-94-84,

 

 

 

Банер-на-ПроРязань-мелкий
Читайте также:

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
russian marriage homepage counter счетчик сайта