Владыка Симон: великий архипастырь Рязанский
На днях в Доме Салтыкова-Щедрина прошла встреча, посвященная митрополиту Симону (Новикову). Более тридцати лет – с 1972 по 2003 годы – владыка был правящим архиереем Рязанской епархии и любимым духовным пастырем рязанцев.
«Такое множество верующих!»
Многие рязанцы – миряне и представители духовенства, были лично знакомы с владыкой и помнят, как трудами архипастыря постепенно возвращалась к православию Рязанская земля, как увеличивалось число приходов, поднимались из руин храмы. Своими воспоминаниями о митрополите Симоне поделился и нынешний управляющий епархией, духовный преемник великого архипастыря Митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин.
– Вспоминаю 1973 год, когда я приехал в Рязань после Лавры (после окончания в 1970 году общеобразовательной школы и работы в строительном тресте, стал послушником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – прим. ред.). Сначала меня назначили служить во Владимир. Но владимирский архиерей сказал, что штату него полный. А вот в Рязани, у соседа, есть возможность взять меня иподьяконом, мол, езжай к нему. И я поехал, из Владимира до Тумы, из Тумы до Рязани. В Рязани тогда служил владыка Симон. Он и благословил меня быть иподьяконом. Нашли мне квартирку, если не ошибаюсь, на улице Матросова, где располагается телевышка. Я приступил к своим обязанностям. До сих пор вспоминаю эти неспешные, красивые службы митрополита Симона – таких даже в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре не было. Шесть дней в неделю он совершал Богослужения в Борисо-Глебском соборе: литургии, всенощные с акафистом Святителю Василию Рязанскому. Меня поражало такое множество верующих людей, приходивших пообщаться со своим архипастырем и получить помощь по его молитвам. Помню, в тот мой первый год в Рязани на праздник Благовещения владыка помазывал прихожан. В храме было так много людей, что ему сломали посох! Я такого множества народа никогда до этого не видел и никак не мог понять, как в Борисоглебский собор вообще могло вместиться столько верующих. Нельзя сказать, сколько человек было на одном квадратном метре, но все они стояли и молились, а потом старались подойти на помазание к владыке Симону.
«Прекрасная Лавра Рязанская»
– Что еще всплывает в памяти? Некоторое время спустя я уехал из Рязани (в марте 1975 года рукоположен во диакона, в апреле – во иерея, и определен в клир Преображенского кафедрального собора города Иваново, – прим. ред.). Но Господь снова привел меня к владыке Симону. Он пригласил меня восстанавливать Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово. Получил указ Владыки первого января 1989 года и дальше полтора года занимался восстановлением обители (исполнял послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии – прим. ред.). Тогда я познакомился с молодыми батюшками, которые приезжали и старались внести лепту в восстановление монастыря. И сам Владыка отдавал невероятное количество сил и энергии возрождению этой чуть ли не самой древней местной святыни. Ведь монастырь был создан греческими монахами еще до татаро-монгольского нашествия, сразу после крещения Рязанских земель. В этом году мне довелось совершать Божественную литургию в Успенском соборе Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово вместе с двумя епископами из Пензы. Они, конечно, были удивлены, сказали: «Какая прекрасная Лавра Рязанская!» Действительно, наш Свято-Троицкий монастырь – ответ Лавре на нашей Рязанской земле».
«Покатилась внутренняя слеза»
– Мы продолжали общаться, когда я уже был назначен наместником Николо-Угрешского монастыря. Владыка Симон приезжал в гости, мы вместе служили. И я бывал в Рязанской земле, он мне Солотчу показывал, по дороге в машине пел вместе со своим иподьяконом, веселил меня духовно, радовал. Это особо грело сердце. Вообще митрополит Симон был человеком многогранным: внимательным пастырем, прекрасным Богословом, проповедником, наставником юношества и даже административным работником. А потом он в один день по своей воле решил уйти на покой, в Николо-Бабаевский монастырь в Ярославской области. К нему обращались и Патриарх, и другие члены Синода: владыка, зачем вы просите об этом? Он отвечал, что хочет всю прожитую жизнь осмыслить. Конечно, от этого известия нам всем стало грустно, возможно у кого-то покатилась внутренняя слеза. Но он осмысленно сделал этот шаг, чтобы остаток своего времени посвятить молитве.
Знаете ли вы, что…
«Бог все устроит»
Молитвенная помощь владыки Симона помогала многим рязанцам. По молитвам рязанского архипастыря Бог давал местным священнослужителям все необходимое для восстановления храмов и душ человеческих. Об одном из таких случаев вспомнил на вечере памяти настоятель Петро-Павловского храма в Старожилово протоиерей Владимир Игнатов.
Были времена, когда рязанцы ходили мимо безобразного забора на улице Затинной, и никто не знал, какая красивая церковь за ним скрывается. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы пребывал в полной разрухе: разбиты алтарь, колокольня и купола, колокола увезены. Тогда владыка Симон благословил служить и восстанавливать храм молодого священника отца Владимира.
– Это было великим доверием, ведь к тому времени я был неопытен, прослужил всего четыре года, – вспоминает протоиерей Владимир Игнатов. – Помню, я тогда сказал: «Владыка, как же быть, ведь все спонсоры и благотворители уже распределены по другим храмам…» На что отец Симон ответил: «Братец, ты молись Богу, он все устроит». Так и получилось. Мы служили молебны Матери Божией, Иоанну Воину, святой Любушке Рязанской. И как-то потихоньку, без больших финансовых вложений удалось воссоздать храм до его первоначального вида. Но потом, при восстановлении колокольни, дело вдруг застопорилось. Мастера стали говорить, что у них нет времени, то туда надо, то сюда. В то время владыка Симон был уже на покое, и кто-то из рязанцев поехал к нему в Бабаевку. А я попросил: «Пусть за нас помолится, своими силами не можем сдвинуть дело с мертвой точки». Батюшка прислал нам икону Николая Чудотворца. Стали читать акафисты этому великому помощнику и заступнику в течение 40 дней. На сороковой день пришли наши мастера-работники со словами: «Батюшка, у нас есть время!» С тех пор я всегда держу в памяти этот урок владыки: если что-то не получается, если возникают проблемы, молись Богу и Он все устроит.
Кстати
«Симоновские чтения» – вместо «вечеров»
Во время встречи Митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин рассказал участникам о том, что принято решение со следующего года организовывать «Симоновские чтения».
– Эти встречи важны не только для верующих людей, не только для мирян, но и для батюшек, для духовенства, – рассказал владыка Вениамин. – У архимандрита Симона нужно учиться тому, как жить, как любить людей, как служить Богу. Батюшка не щадил ни своих сил, ни своего здоровья. Помнится, когда он возглавлял Орловскую епархию (которая тогда включала Орловскую и Брянскую области), он служил вечернюю службу населенном пункте Брянской области и, даже не попив чаю, отправлялся в Орловскую, потому что там у него утренняя служба. Вот какой подвиг. Способно ли нынешнее духовенство на такое?
Галина Горбунова
Наша справка:
Митрополит Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков), епископ Русской православной церкви, митрополит Рязанский и Касимовский. Почётный гражданин города Рязань.
Родился: 5 февраля 1928 в деревне Жолнино Даниловского района, Ярославской области.
Образование: Окончил Московскую духовную семинарию (1955), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1959; тема кандидатской работы: «Митрополит Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета»).
Служение: В 1958 году был пострижен в монашество с именем Симон, в 1959 году рукоположен во иеродиакона, в 1959 году возведен в сан иеромонаха.
С 1959 года — преподаватель Московской духовной семинарии, затем Московской духовной академии. С 1965 по 1972 годы – инспектор Московских духовных академии и семинарии.
В 1964 году возведен в сан архимандрита.
С 1964 по 1965 годы – настоятель Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья в селе Лукино Московской области.
В 1972году определен епископом Рязанским и Касимовским.
В 1978 году возведен в сан архиепископа.
В 2000 году возведен в сан митрополита.
С 7 мая 2003 — на покое, жил в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии.
Умер 1 сентября 2006 года в Николо-Бабаевском монастыре.