Боевые действия – в прошлом, их наследие – в настоящем
15 февраля 1989 года из Афганистана были полностью выведены советские войска.
Необходимо ли было 35 лет назад вводить ограниченный контингент советских войск на ту территорию? Наши мнения с Валерием Журавлёвым – заместителем председателя правления регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, не совпали. Признав, что в определенной мере это философский вопрос, он оправдывает целесообразность того шага.
Просто пришло время уйти
Наши войска находились в этом государстве Среднего Востока с конца декабря 1979 года по февраль 1988-го.
– Война это была, или не война? Конечно, война, потому что шли боевые действия, – рассуждает Валерий Анатольевич. – Может быть, они не сопоставимы по масштабам с военными действиями Первой и Второй мировых войн, но кровь имеет один цвет, матери плачут одинаково, их слезы одинаково горьки. Но, надо четко понимать, Афганистан – ключевой регион в обеспечении стабильности военно-политической обстановки во всем центрально-азиатском регионе. Афганистан являлся (и остается таковым по сей день) крупнейшим производителем наркотиков в этой части земного шара. Поэтому, поддерживать с помощью военной силы режим лояльный СССР – это было правильным и нормальным явлением.
И, тем не менее, уйти нам пришлось. По объективным причинам. Политическая обстановка в СССР образца 79-го года сильно отличалась от внутриполитического строя 1988, вызванного приходом Михаила Горбачёва. Он резко взял курс на открытость общества, на тесные контакты с Западом. Вместе с тем, вспомните, в каком сложном экономическом положении находилась наша страна. Со своими бы проблемами разобраться, а нам приходилось еще снабжать афганский контингент продовольствием, горючим, боеприпасами. Дорога, по которой доставлялись грузы, была единственной: по воздуху – дорого, наземные колонны постоянно обстреливались. Комплекс причин и привел к сворачиванию афганской операции. Однако я убежден, что если войска выходят из страны организованно, без боя, это не означает поражение. Просто пришло время уйти…
Будем откровенны, немалую роль в перемене «настроения» руководства страны сыграл негатив, скопившийся в народных массах. Наши парни гибнут в абсолютно чужом для них государстве, в родные края приходят гробы, а родители не имеют права знать правду. На памятниках запрещалось устанавливать звезды и писать, что человек погиб в Афгане. И так продолжалось до 1984 года.
Вместе с тем, за девять военных лет Советский Союз оказал Афганистану ощутимую экономическую помощь, сформировал некое подобие вооруженных сил, подготовил ряд военачальников.
После нас на те же «грабли» наступили США. Они вошли в эту страну в 1994-м, и уже этом году президент Обама обещает вывести американские войска с территории Афганистана. За это время «на трон» также был посажен свой человек: мы поддерживали Моххамеда Наджибуллу, они – Хамида Карзая. Подготовлена когорта военачальников, армия вооружена, и все равно американцы уходят. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». Старина Киплинг был прав…
Непростой вопрос
Валерий Журавлёв покинул Афганистан по ранению, весной 1987 года. То есть, «массовый исход» он не наблюдал, но знает по рассказам однополчан, что вывод войск проходил тяжело. Бригада, в которой он служил, шла из Кандагара через Шиндант с направлением на Кушку (Таджикистан). На «заграничной» территории осталась часть техники, военные городки…
Боевые действия давно в прошлом. В настоящем – их наследие, а именно — 3 250 ветеранов-афганцев, проживающих в Рязанской области и 140 погибших в том военном конфликте.
– К сожалению, до сих пор не определен критерий кто же такой «рязанец, погибший в Афганистане»? На самом деле это непростой вопрос, – рассказывает Журавлёв. – Представьте сами, есть люди, которые родились, учились, призывались из Рязани, погибли в Афгане и похоронены у нас. Есть те, кто не родился в нашем городе, но учился, допустим, в училище связи, откуда был отправлен в точку конфликта, и захоронен у нас, потому что здесь имеются родственники. И есть те, кто не родился и не учился в Рязани, но родственники переехали к нам, похоронили здесь своего близкого человека, и он теперь тоже числится рязанцем. Такое положение вещей осложняет учет, поэтому цифра 140 – она несколько зыбкая.
Сейчас в областном центре зарегистрированы региональные отделения трех общероссийских организаций: Организация инвалидов войны в Афганистане, Организация ветеранов «Боевое братство» и Союз ветеранов Афганистана. Казалось бы, зачем на три с небольшим тысячи человек — столько организаций? Целесообразнее было бы объединиться, к примеру, под эгидой Фонда поддержки героев, возглавляемого Альбертом Слюсарем. В принципе, по мнению Валерия Анатольевича, объединение возможно, но пока нет альтруиста, который болел бы за общее дело как за свое личное, и отсутствует столь необходимая сильная материальная база.
«Нам очень нужны волонтеры»
По счастью, все три организации сосуществуют мирно, так как преследуют одну общую цель – по мере сил и возможностей помогать ветеранам боевых действий и семьям погибших. Каким образом желаемое воплощается в жизнь? Всеми способами, включая участие в конкурсах на получение грантов.
– В начале каждого года мы подаем в правительство области заявку с перечнем мероприятий, которые хотели бы провести на территории города и области, – рассказывает Валерий Журавлёв. – Не все они, конечно, находят поддержку (как обычно – денег мало, организаций много), но нам еще помогают спонсоры из числа ветеранов, прошедших Афганистан, Чечню, другие горячие точки, имеющие свой бизнес.
Кроме того, Организации инвалидов войны в Афганистане принадлежит Центр восстановительной терапии им. М.А. Лиходея в Рузском районе Подмосковья. Санаторий напрямую финансируется из бюджета РФ. В год свыше 100 семей инвалидов и ветеранов боевых действий и военной службы проходят там бесплатную реабилитацию. Согласитесь, огромное подспорье в деле поддержания здоровья защитников родины в отставке.
– Не думайте, будто тем, кто работает в общественных организациях, что-то перепадает из финансовых поступлений, – спешит разубедить Валерий Журавлёв, опасаясь, видимо, что у меня сложится впечатление, что они в неказистом деревянном домишке «катаются, как сыр в масле». – Вовсе нет, мы работаем на общественных началах и крайне нуждаемся в безвозмездной помощи людей, которые могли бы приходить в офис, отвечать на звонки, консультировать по юридическим и жилищным вопросам.
Показательный пример. В Чучково проживает бывший афганец, который по каким-то причинам не был внесен в список регионального министерства соцзащиты на получение безвозмездной денежной субсидии на улучшение жилищных условий. Его «эпопея» длилась аж с 2004 года. Разобрались. Теперь ветеран ожидает своей очереди.
– Нам очень нужны волонтеры, – вновь призывает Валерий Журавлёв, к слову, сам инвалид боевых действий. – Бывает, выпадет снег, и убрать некому. Но в целом, настроение рабочее.
От первого лица
Валерий Журавлёв, заместитель председателя правления регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане:
- Поздравляю ветеранов с 15-летием вывода советских войск из Афганистана. Пусть дата не совсем праздничная, но это веха в их жизни. Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия их семьям, пусть их радуют дети. Успехов ветеранам-афганцам во всем!
Ольга Челышева
Фото из личного архива Валерия Журавлёва