Где и как в Рязани выявить рак на начальных стадиях
Корреспондент «Родного города» выяснял, куда нужно обращаться, чтобы провериться на онкологические заболевания
Наверное, ни одна болезнь так не пугает обывателей, как рак. Узнав о положительном диагнозе, человек мысленно прощается с жизнью и обреченно бредет на сеанс химиотерапии. А дальше все зависит от запущенности болезни, профессионализма врача и… Божьей воли. Именно поэтому медики не устают повторять, что люди сами должны следить за своим здоровьем. Ведь чем раньше рак будет обнаружен, тем больше вероятность эту смертельную болезнь победить.
Корреспондент «Родного города» на своем примере решил выяснить, что нужно делать человеку, который вдруг озаботился состоянием своего здоровья и решил провериться на рак.
Вопросы — ответы
Первый же совет всем рязанцам: если вы решили узнать, нет ли у вас рака на начальной стадии, не стоит обрывать телефон регистратуры областного онкодиспансера. Так же бесполезно звонить и в стол справок, который по совместительству – гардеробная. Мне такого совета никто не давал, поэтому путь обследования своего организма я начал именно с онкодиспансера. 15 минут, и замысловатый телефонный путь по маршруту: регистратура – стол справок – секретарь главного врача – регистратура вывел меня на терапевта моей родной поликлиники. Именно этот специалист, по заверению сотрудников диспансера, должен был направить меня к ним на обследование.
Ранее утро. Я седьмой по счету от окошка регистратуры поликлиники №2. Здесь мне должны завести карту и выдать направление к моему лечащему врачу. Несколько минут — и вот, я уже сижу перед терапевтом.
- Меня ничего не беспокоит, я просто хочу пройти обследование, — заученной фразой предупреждаю вопрос врача.
- На диспансеризацию? Хорошо, — произносит врач и кладет передо мной лист бумаги. – Заполняйте пока анкету.
Второй совет: анкету нужно заполнять максимально ответственно. Если вы не знаете, болел ли кто-нибудь из родных тем или иным заболеванием, лучше позвонить, уточнить. Ведь анкета – это не способ убить время, пока терапевт заполняет другие бумаги. Именно по результатам анкетирования врач может выписать вам направления на дополнительные обследования.
«Говорил ли вам врач когда-либо, что у вас повышенное артериальное давление?» — читаю в анкете и тут же ставлю галочку — «Нет». «Возникала ли у вас когда-либо внезапно кратковременная потеря зрения на один глаз?» — «Нет». И так 40 раз, в смысле 40 вопросов.
Вернул анкету, получил несколько бумажных лепестков-направлений: кровь, моча, ЭКГ, флюорография.
- А на рак эти анализы тоже будут обследоваться?
- Нет. Теперь уже очередь терапевта ставить образную «галочку» под вопросом. – Вам назначены только те анализы, которые следует сдавать, исходя из вашего полного возраста. Да и нет у нас онкомаркеров.
- Куда же тогда обращаться, если я хочу выяснить, есть ли у меня рак или нет?
- Либо в онкологический диспансер, либо в какую-то частную клинику.
Почем УЗИ?
Следующим утром я приезжаю в онкодиспансер. Первое, что видишь, когда заходишь в здание – иконы. Собственно, они повсюду, даже в приемной главврача. Слева – стол справок, справа – аптечный киоск.
- Где можно обследование пройти? – спрашиваю у фармацевта.
- УЗИ?
- Наверное, — пожимаю плечами.
- По коридору налево, там увидите. Только бахилы не забудьте.
У кабинета ультразвуковой диагностики очередь из женщин. Никто не разговаривает. Пытаюсь занять очередь.
- Здесь платно, — тихо произносит одна из пациенток и кивает на лист бумаги, скотчем прикрепленный к стене. Прейскурант. 11 позиций – от 550 до 800 рублей. Пытаюсь выделить сугубо «женские» и посчитать, во сколько мне обойдется УЗИ все-все-всех органов, чтобы уже наверняка узнать, есть у меня рак или нет. На 4 тысячах сбился.
Третий совет: не нужно назначать обследования самому по каким-то своим ощущениям, даже если вы хотите пройти все процедуры за деньги. От этого не будет никакой пользы. Направление должно исходить от врача!
- Где записаться на УЗИ? — интересуюсь у проходящего мимо доктора.
- У вас есть направление?
- Нет, где его взять?
- У терапевта по месту жительства.
- Так меня не беспокоит ничего, — повторяю в пятнадцатый раз за последние двое суток эту фразу.
- Пройдите диспансеризацию, — советует врач и удаляется. Круг замкнулся.
Шанс все-таки есть!
Была еще попытка получить консультацию в общественной организации «Равное право на жизнь», которая главной идеей своей программы называет возможность «любого гражданина, вне зависимости от места проживания и материального положения получить бесплатную современную диагностику». Они же обещают каждому больному– «самое эффективное противоопухолевое лечение». Но туда оказалось не дозвониться.
Мне осталось сделать только то, на что вряд ли пойдет простой человек с улицы: написать официальный запрос в региональный минздрав и получить разрешение на беседу с рязанскими специалистами. Забегая вперед, скажу – получилось. И побеседовать, и понять правильный алгоритм действий человека, который решил узнать, нет ли у него рака.
- Программа обследования назначается врачом с учетом факторов риска, которые у человека есть, — рассказывает врач-онколог Рязанского областного онкологического диспансера Евгений Головкин. — Существуют скрининговые программы для выявления заболевания, например — флюорография или анализ крови на ПСА (простат-специфический антиген). Любой человек, который просто хочет проверить состояние своего здоровья, должен обратиться к врачу первого звена, то есть к терапевту по месту жительства. И уже врач назначает перечень обследований для выявления ранних форм рака. А второй этап, это если есть какие-то подозрения на рак. Тогда уже пациентом будут заниматься специалисты онкодиспансера.
По словам врача, выявить рак на ранней стадии — задача непростая. Ведь на ранних этапах своего развития опухоль не вызывает каких-либо симптомов. Поэтому и существуют скрининговые методики массового обследования. К ним можно причислить ежегодную маммографию для женщин старше 40 лет, анализ крови на ПСА, ежегодную флюорографию.
- Насколько высоки шансы вылечить человека на ранней стадии?
- Для большинства сольных образований положительные результаты лечения рака на первой стадии превышают 90 %. Иными словами, при выявлении ранних форм рака выздоравливает большинство пациентов. Шанс на излечение есть и у больных с более поздними стадиями рака. Порой даже при 4 стадии удается вызвать длительную ремиссию.
Чем старше – тем больше
- В настоящее время наиболее оптимальными возможностями для первичной и вторичной профилактики онкологических заболеваний является диспансеризация, — рассказывает заведующая 2-м терапевтическим отделением поликлиники №2 города Рязани Галина Хлебная. — Перечень медицинских мероприятий зависит от уровня онкологической заболеваемости в том или ином возрасте среди мужчин и женщин. Например, в 36 лет такие заболевания встречаются не так часто, поэтому пациенту проводится анкетирование, лабораторные исследования (общий анализ крови, общий анализ мочи, уровень глюкозы и холестерина в сыворотке крови), электрокардиография, флюорография и осмотр терапевта. Для женщин дополнительно осмотр акушерки. Для этих людей наиболее важным в плане выявления онкологических заболеваний является анкетирование: указание на наличие факторов риска, таких как курение, нерациональное питание, указание на наличие близких родственников, страдающих раком.
Чем старше становится человек, тем больше обследований ему придется пройти. Так женщинам с 38 лет проводится маммография, у мужчин в возрасте 51 год и старше объем обследований дополняется исследованием на ПСА — онкомаркер, уровень которого повышается при заболеваниях предстательной железы, в том числе при часто встречаемой патологии у мужчин – раке предстательной железы.
- Если врач-терапевт на основании анкетирования, результатов обследования и осмотра заподозрит онкологическое заболевание, пациент будет направлен на второй этап диспансеризации, — продолжает Галина Валентиновна. — Например, если выявлен повышенный уровень ПСА, пациента направят к врачу-урологу, если выявлена кровь в кале – к хирургу, если у женщины есть отклонения в цитологическом мазке или изменения на маммограмме, то ее направят к гинекологу или сразу к онкологу. Дальнейшее обследование и лечение пациента проводится в соответствии с медицинскими протоколами и стандартами.
Александр Ефанов.