Святые князья Борис и Глеб – покровители Земли Русской
15 мая Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в святом Крещении — Романа и Давида).
Это первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Братья родились незадолго до Крещения Руси и воспитывались в христианском благочестии. Старший из братьев, Борис, получив хорошее образование, любил читать Священное Писание, творения святых отцов, жития святых и желал подражать подвигу угодников Божиих. Младший Глеб разделял интересы и стремления своего старшего брата.
Получив от отца в удел Ростов, Борис управлял княжеством мудро и заботился об утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь также прославился как храбрый и искусный воин. Поэтому именно его великий князь Владимир незадолго до своей смерти направил с войском в Киев против печенегов. Дойдя до Киева и не встретив кочевников, Борис повернул обратно. В пути его застала печальная весть о смерти отца и о том, что старший брат Святополк объявил себя великим князем Киевским. Дружина уговаривала Бориса вернуться в Киев и занять великокняжеский престол. Но тот, не желая междоусобной распри, распустил свое войско, сказав: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Но коварный Святополк не поверил в искренность намерений Бориса. Он знал о том, что симпатии народа и войска – на стороне брата и, боясь соперничества, подослал к нему убийц. Удивительно, что князь Борис был извещен о вероломных намерениях Святополка, однако скрываться не стал. Подобно мученикам первых веков христианства, он с готовностью встретил смерть. Убийцы ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями, когда он молился за утреней. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
Затем Святополк цинично и вероломно умертвил святого князя Глеба. Он вызвал брата из его удела в Муроме и послал ему на встречу дружинников. Князь Глеб уже получил известие и о смерти отца, и об убийстве любимого брата и глубоко скорбел о случившемся. При этом он не разгорелся чувством мести, но предпочел смерть, нежели войну со Святополком. Встреча князя Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Они принесли свои жизни в жертву главному христианскому доброделанию – любви. Для языческой Руси, привыкшей к кровной мести, такой поступок был непонятен. Это было что-то абсолютно новое и непривычное – не воздавать злом за зло, даже под угрозой смерти. Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь за утверждение основного закона, на котором зиждется духовная жизнь человека и общества.
И поскольку благоверные князья-страстотерпцы не посмели поднять руку на брата, Господь Сам по слову Своему («Мне отмщение и Аз воздам» (Рим. 12, 19)) наказал властолюбивого убийцу. Его дружину разбил князь Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира. Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, бежал в Польшу. До конца своих дней он не мог найти себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба на Смядыни неподалеку от Смоленска. Нетленные останки его перевезли по Днепру в Киев, и положили в Вышгороде, рядом с мощами святого князя Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Их мощи были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. Чуть позже был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. Но самое главное, с той поры затихла на Руси крамола. Кровь, пролитая святыми братьями, предотвратила дальнейшие междоусобные распри и укрепила единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб являются покровителями и защитниками Русской земли.