Проект «Рязань - Родной город»|Воскресенье, Январь 5, 2025|09:32
Вы здесь: Главная » новости » Рязанцы вспоминают боевые будни Афганистана
  • Подпишись!

Рязанцы вспоминают боевые будни Афганистана 

DSC_9922

Афганистан – гордость и боль поколения восьмидесятых. Тех, кто окончил школу в канун XXVI съезда КПСС и еще верил в то, что живет в самой лучшей стране с гордым названием СССР.

1979 год… Для многих рязанцев именно в этом году жизнь разделилась на «до» и «после».

- Со сборного пункта нас привезли в Подмосковье, — вспоминает Евгений Никифоров. – Да не куда-нибудь, а в Томанскую дивизию. Мне ребята рассказывали, если дадут кожаные ремни, значит точно, поедешь служить или в ГДР или в Чехословакию. И вот после бани выходим – лежит наше обмундирование, а поверх кожаные ремни.

Женька Никифоров учился в нашей 45-ой школе на два класса младше. А жили рядышком – квартиры на одной лестничной площадке. Ну и дружили крепко, не смотря на разницу в возрасте. После школы я уехал учиться в другой город. От родителей знал, что Женька после школы поступал в десантное училище, не прошел по конкурсу, а в 79-ом его призвали в армию.

Много лет я не был в родном Приокском поселке и вот день встречи выпускников, до боли знакомые школьные коридоры. С Женькой засиделись допоздна. Уже давно закончился школьный вечер, а мы все никак не могли наговориться.

ЗАПАХ ВОЙНЫ

Евгений Никифоров

Евгений Никифоров

- Оказалось, что с ремнями примета точная – служить направили и впрямь за границу. Только совсем в другую сторону, — горько усмехается Женька.

Что будут служить в Афгане, они узнали практически сразу. Причем Никифоров уверен – официально им об этом никто не говорил. Борт доставил команду «молодых» в Ашхабад. Оттуда на полуторках – в приграничный поселок. В нем они проходили краткий курс спецподготовки.

- Мы тогда мало что знали об Афгане, — Женька закуривает очередную сигарету. – Ведь это было самое начало, еще никто толком не понимал, что там происходит. После учебки нас привезли на аэродром, а вертушки нет – погода нелетная. Так мы двое суток просидели в чистом поле. Жгли покрышки, согревались, как могли. Когда, наконец, вертолет прилетел и погрузились, до того вымотались, что сразу же уснули. А дальше все точно, как в фильме «9-я рота»… Открываю глаза, а вокруг горы. И запах… Совершенно чужой ни на что не похожий. Я его на всю жизнь запомнил. Запах войны.

«КРАСНЫЙ ТЮЛЬПАН»

В прошедшее воскресенье 15 февраля над площадью Маргелова в воздух взмыли десятки красных воздушных шаров. «Красный тюльпан» – так назвали свою акцию сегодняшние школьники. В день вывода советских войск из Афганистана они пришли к памятнику войнам-интернационалистам, чтобы с сотнями рязанцев вспомнить ребят, в мирные советские годы вдохнувших «запах войны».

Для Рязани все, что связано с Афганистаном и другими «локальными конфликтами» имеет особое значение. Почему, думаю, объяснять не нужно. Статус столицы ВДВ особо почетен, но ни для кого не секрет, что именно «голубые береты» в первую очередь появляются там, где особенно опасно. Там, где нужно защищать интересы своей страны. И вчерашние школьники становятся героями…

- За последние годы на Рязанской земле открыто около восьмидесяти мемориальных досок, — рассказывает Председатель правления Рязанского регионального отделения ООО инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны» Александр Костров. - В Рязани, Касимове, Скопине, Ермише установлены памятники и мемориалы. Эта работа, конечно, необходима. Это не просто дань памяти, это возможность сегодняшним восемнадцатилетним задать себе самые главные вопросы о собственной жизни. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы те, кто прошел через Афганистан и другие локальные конфликты почувствовали заботу государства, ощутили свою востребованность. Чтобы само понятие «защитник Отечества» было наполнено сегодняшним смыслом.

В воскресенье на площади Маргелова мирное небо трижды разорвал оружейный салют. У памятника загорелись десятки поминальных свечей. Они навсегда останутся с нами – ребята с нашего двора. Герои Афганистана, Карабаха, Чечни… Локальных войн, в которых рязанские мальчишки были достойны памяти своих дедов, отстоявших страну в Великую Отечественную.

DSC_9906+

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ЛЕЙТЕНАНТА

А наш разговор с моим соседом по лестничной клетке все продолжался. Женька вспоминал про свою афганскую войну и прерывать его, несмотря на позднее время, не хотелось.

- В Афганистан мы попали, как раз накануне 1980-го года. Новый год встречали на распределительном пункте под Кабулом. Где-то часов в одиннадцать начался обстрел. Мы сначала не поняли ничего: думали, может, тут такая традиция – начинать праздничный салют заранее. Все сомнения разрешил лейтенант. Он влетел в палатку с криком: «Салаги, лежать!!!»

Вот так на полу, прикрыв голову руками, встретил мой сосед по лестничной клетке свой первый афганский Новый год. А на следующий день их команду вновь загрузили в вертушку и переправили в Баграм – красивый средневековый город в шестидесяти километрах от Кабула.

- Самой большой ценностью в Афгане была вода, — И снова Женька достал сигарету, на этот раз последнюю из уже второй за вечер пачки. – Летом там под пятьдесят, а металл и камень нагреваются до семидесяти. Вода на вес золота. Мы ее по глотку делили. Ну и соответственно водовоз для нас был спасителем, отцом родным. До сих пор во сне вижу, как подъезжает цистерна вся простреленная, а из дырок вода льется. Мы к ней бросаемся и начинаем воду набирать – кто во что… Чуть ли не в сапоги. И водовоза нашего навсегда запомнил – сержант Серега Николаев из Донецка. Как он буквально вываливался из кабины, садился у стеночки и ни как не мог спичку зажечь – руки дрожали. У них там в Донецке сегодня сам знаешь что твориться. Думаю, Серега в стороне не остался. Не тот человек. Дай Бог ему здоровья!

ЗЕМЛЯК ИЗ ПРИОКСКОГО

Мой товарищ, не совершил никаких выдающихся подвигов. Честно выполнял свой интернациональный долг. Боевое дежурство, сопровождение колонн – обычная работа афганской войны. По ночам в палатке просыпался от собственного крика – снилось, что попал под обстрел и не вырваться из кольца, а духи вот совсем рядом.

- У всех ребят были земляки, а мне почему-то не везло, не только из Рязани, но и из области никого, — вспоминает Никифоров. – И тут сижу я как-то на БКП (боевой командный пункт) и слышу по рации мой товарищ говорит: «Женька, тут твой земеляк объявился, говорит, что из Рязани из какого-то Приокского…». Я так заорал, что ребята мне чуть не накостыляли. В общем, в тот же вечер, ноги в руки – и за три километра к нему в роту. Оказалось, все правда – земляк, Пашка Князев. Он в Приокском на улице Бронной жил. А учился в соседней 48-ой школе. Всю ночь с ним просидели… Смеялись, плакали. А через месяц Пашку осколком в живот серьезно зацепило. Его в Ташкент переправили, но не довезли… Я к его маме часто захожу. Она до сих пор в 48-ой школе учительницей работает.

Пашку Князева я помню. Он играл в волейбол, и мы не раз сталкивались на соревнованиях. Хороший был парень, улыбчивый. Девчонки на него засматривались.

- Знаешь, а я не жалею, что судьба меня через Афган провела, — уже на прощанье сказал мне мой сосед по лестничной клетке Женька Никифоров. – хоть и страшно там было, и такого насмотрелся, что до конца жизни в кошмарных снах будет сниться. Зато что такое дружба мужская, настоящая, понял тоже там. И что такое Родина. Там в «за речкой» этому быстро обучались. Слабые ломались быстро, а сильных Афган сделал еще силнее. И уж поверь мне сильных там было большинство.

Банер-на-ПроРязань-мелкий

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
russian marriage homepage counter счетчик сайта