Наркопресс: как рязанские наркополицейские полицейских задержали
В 2012 году наркополицейским второго отдела оперативной службы УФСКН России по Рязанской области поступила информация, что в городе Михайлове объявился дилер, который торгует героином. За домом барыги установили наблюдение местные оперативники, а из Рязани выдвинулась группа наркополицейских во главе с заместителем начальника второго отдела Бурдаковым. Пять оперов и водитель выехали на «Газели» рано утром и уже к 10 часам были на месте. Задерживать фигуранта планировали к обеду, к этому времени в Михайлов должен был прибыть и спецназ УФСКН.
ОШИБОЧКА ВЫШЛА
В то утро полицейский-кинолог Михайловского отдела вневедомственной охраны Мухарев вернулся домой с суточного дежурства. Мужчина переоделся в гражданскую одежду, сел в свой «жигуленок» и поехал за друзьями — парнем и его девушкой. Приятели собирались встретиться и попить пива.
Забрав друзей, Мухарев, по дороге в супермаркет, заехал к своему знакомому, чтобы продать запчасти от бензопилы, но у того денег не оказалось, поэтому кинолог вернулся в машину и вместе с друзьями отправились в магазин.
По несчастливой, как окажется позже, случайности, приятель Мухарева, который не смог купить запчасти, жил по соседству с тем самым наркодилером. Дом мужчины находился прямо за домом фигуранта, и с дороги его видно не было.
— Оперативники, наблюдавшие за домом наркоторговца, самого дилера никогда в глаза не видели, им сказали просто следить за домом, — рассказывает следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Рязанской области Илья Бронников. — Увидев движение возле дома, они по рации сообщают приехавшим из Рязани оперативникам, что подъехали «Жигули» 99-й модели с такими-то номерами. Из нее вышел водитель и пошел к дому. Там он встретился с человеком, они поговорили и разошлись.
Получив эту информацию, «Газель» с наркополицейскими поехала за машиной кинолога. Как только «жигуленок» остановился возле «Дикси», из микроавтобуса выскочили четыре опера и захватили полицейского с друзьями.
— Фактически у них не было никакого основания для этого, — продолжает Илья Владимирович. — Они должны были выйти, показать удостоверения и объяснить людям, что есть причины полагать, что те могут быть причастны к незаконному обороту наркотиков. После этого пригласить понятых, произвести личный досмотр и получить объяснения. Так они должны были действовать. Но вместо этого, по версии следствия, они заталкивают мужчин в машину, надевают наручники и избивают. Стекла в микроавтобусе тонированы, с наружи не видно, что происходит внутри…
ДОПРОС ПОД ТОКОМ
Пока одни опера избивали мужчин в «Газели», другие борцы с незаконным оборотом наркотиков на «Жигулях» вывезли девушку в лес, где стали ее запугивать. Мол, или рассказывай все, или закопаем прямо здесь. А у тебя ребенок, подумай…
Ее друзья тем временем пытаются объяснить оперативникам, что те ошиблись и перепутали их с кем-то другим. Наркополицейские начинают понимать, что действительно ошиблись, но вместо того, чтобы извиниться и отпустить их, стали требовать, чтобы задержанные сдали кого-нибудь из местных наркоторговцев.
В это время в лесу девушка тоже пытается объяснить оперативникам, что ни к чему не причастна. «У меня ребенок, нормальная семья, работаем, никогда никакого отношения к наркотикам не имели». Но наркополицейские пугали ее, что, дескать, твои друзья уже во всем признались и на тебя весь расклад дали, так что отпираться нет смысла.
В конечном счете, привезли ее в город, надели на глаза шапку и завели в микроавтобус. Всех троих избивали и пытали током. Позже эксперт насчитает на теле кинолога порядка пятидесяти меток от шокера.
Несчастный полицейский понял, что выпускать их не собираются, и чтобы выиграть время соглашается сдать кого-нибудь, мол, есть знакомые, которые курят травку. Наверняка у них есть что-нибудь.
Его выводят из «Газели» и сажают на заднее сиденье собственного автомобиля. Пока оперативники занимают свои места, кинолог улучил момент, открыл дверь и убежал. Понесся прямиком в полицию. Один из оперов за ним.
Вбежав в отделение, Мухарев выкладывает дежурному, что его вместе с друзьями похитили неизвестные, требуют чего-то, пытают, избивают. Просит помощи.
В этот момент появляется наркополицейский. Он показывает дежурному удостоверение и говорит, что у него есть пара вопросов к кинологу. Мухарев, увидев удостоверение, успокаивается — не бандиты.
Успокаивается и дежурный. «Нет никаких проблем по линии наркоконтроля? Ну тогда иди смело с ним, поговорите, разберетесь». И Мухарев со спокойной душой отправился за опером. Теперь точно известно, что это сотрудники наркополиции, свои, в общем-то, люди, да и дежурного поставил в известность. Но как только подошли к микроавтобусу, кинолога запихивают в машину и снова бьют электрошокером.
НАЧАЛЬНИКИ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Тут от оперативников, которые прослушивали наркоторговца, пришло сообщение, что дилер взял героин в поселке Октябрьский и едет в Михайлов. Проезжать будет через площадь Труда.
Трое оперов берут с собой кинолога и на его машине едут на площадь. Парень с девушкой остаются в «Газели». К этому моменту наркополицейские уже точно знали, что задержали абсолютно не тех, но отпускать упорно не собирались.
В это время начинается переполох в полиции. Дежурный доложил об инциденте руководству, из отпуска вызвали начальника вневедомственной охраны. Звонят кинологу, но телефон у него отобрали. Не отвечает. Срочно начинают искать исчезнувшего сотрудника.
Вскоре выясняют, что Мухарев на площади. Начальник приезжает туда. Опера разрешают кинологу пересесть в машину к начальнику, и тот рассказывает о своих злоключениях, показывает синяки, следы от шокера.
Начальнику это не нравится, он выходит и пытается убедить Бурдакова отпустить сотрудника. Но тот стоит на своем: да, кинолог не при делах, но он все равно с нами чуть-чуть посидит, потом мы его отпустим.
К этому времени на площади Труда возле дома №1 собираются все участники событий плюс спецназ. На глухой в обычные дни площади — столпотворение из машин и людей.
Сутолоку увидел проезжавший мимо и.о. начальника вневедомственной охраны. Офицер возвращался из Рязани с совещания. О ситуации с похищением подчиненного не знал.
Останавливается и идет к начальнику.
В этот момент наркополицейские сажают кинолога в «Газель» и собираются уезжать, но начальник со своим замом встают перед микроавтобусом и загораживают проезд. Видя это, Бурдаков дает по рации команду спецназу.
Трое спеназовцев в масках с автоматами выскакивают из машины и бегут к полицейским. Начальник ОВО только успевает сказать своему заму, чтобы тот не вздумал сопротивляться.
К заму подбегает один сотрудник, двое — к начальнику. Заместителя просто кладут лицом в асфальт, а начальника бьют прикладом автомата по голове, рассекают щеку. Руки скрепляют за спиной наручниками. Один из спецназовцев тянет руку начальника выше и целенаправленно ломает ее, бьет предплечьем по локтевому суставу. Офицера пинают, давят ему пальцами на глаза…
После избиений всех сажают в «Газель» и везут в Рязань, в УФСКН.
— Там оперативники оформляют документы об административном правонарушении, — рассказывает следователь по особо важным делам. — Якобы те препятствовали законной деятельности сотрудников наркоконтроля. Оказали сопротивление, в связи с чем к ним была применена физическая сила. То есть сразу узаконили свои действия. Потом везут потерпевших в травмцентр, в наркологический диспансер и в четыре утра выпускают на улицу. Таким образом, три человека без всяких на то оснований удерживались сотрудниками УФСКН примерно с 11 утра, двое — с 17 часов.
В ОЖИДАНИИ ПРИГОВОРА
В мае 2013 года материалы уголовного дела были переданы в Железнодорожный районный суд Рязани. Теперь уже бывшим наркополицейским вменяется превышение должностных полномочий с причинением телесных повреждений. В настоящее время судебное разбирательство закончилось, подсудимые ждут оглашения приговора.
P.S. Фамилии фигурантов дела изменены.