Проект «Рязань - Родной город»|Четверг, Апрель 25, 2024|06:53
Вы здесь: Главная » Без рубрики » И в тылу ковалась Победа…
  • Подпишись!

И в тылу ковалась Победа… 

Фото из личного архива героини

Ход времен не остановить, и мы все дальше отдаляемся от событий той войны, порой неосторожно придавая забвению великий подвиг народа. Тогда каждый, будь то солдат, генерал или работник тыла, внес свой вклад в копилку Победы.

ХЛЕБ ДЛЯ ФРОНТА…

Мою прабабушку зовут Раиса Федоровна. Когда началась война, она училась в 9 классе. Но школу пришлось бросить: отец ушел на фронт, дома остались мама, старые бабушка с дедушкой и маленький брат. Кормить семью было некому, и юная Рая пошла работать в колхоз.

- Моя работа началась с вязания ржи. С женщинами мы ходили на луга вязать снопы, — вспоминает она. —  «Как бы не отстать, как бы не отстать», — все думала я. И гналась за взрослыми, что есть мочи.

Днем вязали, домой приходили заполночь, а вставали рано поутру, когда за окном еще было темно. «Только приляжешь, заснешь, мама снова будит: все, бабы, пошли на работу». Сначала вязали снопы, затем собирали их в копны, а потом до ночи эти копны скирдовали. Со всей округи женщины несли их, закинув на плечо, чтобы сложить затем в скирду. А копны тяжелые… «41- ый урожайный выдался: нам как сам Бог помог – колос ржи плотный был, крепкий».

С наступлением зимы начинали молотить. Есть особо было нечего. С собой брали кусок хлеба. «Так он замерзнет в кармане, его скребешь зубами, отгрызаешь по немного, и все равно вкусно. Морозы в ту военную зиму были крепкие. Начались они еще с октября месяца. Как сейчас помню, 14 — ого, на  Покров, на земле уже лежал снег, а пруды замерзли», — рассказывает Раиса Федоровна.

Всю зиму молотили. А в начале весны в колхоз, где работала бабушка, поступило распоряжение – ехать копать противотанковые рвы: немец наступает.

- А снега было много, он таял, а мы все в лаптях, нормальной-то обуви у нас и не было, — вспоминает она. — Работали полуголодные. Нам выдали картошку да муку. Дров не было. Добывали их кое-как сами. Придем домой после работы, идем в лес, а там по колено воды. Все деревья сырые, горят плохо. Печка полутеплая, хлеб в ней получался полусырой. Так вот и работали. Верой, надеждой и стремлением к Победе и были живы.

ПО ПЯТАМ ВОЙНЫ

Шел 1942 год, лето было в разгаре. В городах и селах никого: женщины, старики, да дети. Вернувшись домой, Рая надолго там не осталась. Пошла учиться в ветеринарный техникум в Варских. Добираться приходилось на перекладных. Сначала семь километров до электрички, а затем от Рязани – 2 пешком до техникума.

Ее приняли сразу на второй курс, так что через год она уже сидела в вагоне поезда Смоленск. Направление выбрала сама. Оставляли в родном совхозе: кто же хорошего специалиста отпустит, да еще в такое время – но нет, уперлась, настояла, поеду на Смоленщину, и все.

- У меня был такой настрой, что я должна была туда поехать и сделать доброе дело, — рассказывает бабушка. – Здесь было «легко», а там трудно. Вот я туда и отправилась.

Приехала она туда прямо после освобождения Вязьмы. В то время на Смоленщину возвращали скот, эвакуированный в центральную Россию. Животные были полуживые: больные, немощные, изнуренные — падали прямо на ходу.

Жизнь рабочих и живших там людей была не слаще. Исхудавшие от недоедания, оборванные и изможденные, они жили в бараках, в кажущейся сейчас невозможной тесноте. Не только есть было нечего, но и пить. Немцы, когда отходили, засыпали все колодцы. Воду брали в бомбовых ямах, зимой топили снег. Летом ходили в лес за ягодами, сажали картошку, и везде встречали следы недавних боев. Обломки снарядов, личные вещи солдат, а чаще всего – их останки. В лесу часто попадались тела убитых или уже скелеты: под деревом, в кустах – страшно, жутко было…

Несмотря на окружающую действительность, люди находили место и для радости. Чтобы как-то подбодрить себя и других, вечерами устраивали спектакли. Сюжет брали военные, не могли иначе.

- Помню, стою на сцене, говорю что-то, — со смехом рассказывает бабушка. – И вдруг мне кричат – «Свинья поросится!» – Я спрыгиваю со сцены и бегом принимать роды! … Да и смешные истории случались, не только печальные.

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА

- Как я узнала об окончании войны, явственно помню и сейчас. Меня тогда послали в другую область обрабатывать скот. Поселили у какой-то тетки. Она суетится около печки, а я сижу рядом. И вдруг по радио объявляют, что война кончилась. Мы с ней обнялись крепко! Заплакали… А о чем я плакала? И сама не знаю. И о погибших друзьях и одноклассниках,  и об отце, который так и не вернулся с войны, и о суровой своей молодости, и о том, что война кончилась. Все было в этих слезах: и радость, и горе, и надежда на счастливое будущее.

В декабре 45-ого Рая поехала в отпуск к себе домой. Приехав в родную деревню, она ее не узнала. Опустевшие избы, непаханые земли, запустелые сады: горе пришло во все семьи, почти в каждом доме оплакивали своих кормильцев: отца, мужа, сына. Мало кто вернулся с войны…

Несколькими днями ранее в родное село приехал погостить и соседский парнишка Валентин, старший Раю на несколько лет. С детства они дружили и играли вместе. Встретив ее спустя почти семь лет, он с трудом узнавал в ней бывшую знакомую: перед ним стояла молодая девушка, взрослая, статная, красивая. В тот же момент он решил, что женится на ней.

Не узнала и она его. В форме, с орденами, военной выправки и …в меховых унтах. Роскошь по тем временам. Не то, что остальные парни: в стоптанных валенках щеголяют.

В этот же вечер молодой военный пришел в дом Раи свататься. А уже через две недели молодые поженились и… разъехались в разные стороны на тысячи километров друг от друга. Она в свой смоленский совхоз, а он в воинскую часть на Дальний восток. К слову сказать, мой прадед Валентин Мухин прошел две войны: Великую отечественную и Советско-японскую. За них он получил множество наград и орденов. Его призвали в армию в 1939, где он и встретил вторую мировую. Он служил в морских войсках, поэтому был послан в Ленинград, где его застала блокада. Он прошел ее почти до конца, но был спасен тем, что до войны увлекался самолетами и в родной Рязани посещал летную школу. В то время Сталиным был издан указ о переподготовке летчиков. Деда вызволили из блокадного Ленинграда и отправили доучиваться на летчика-испытателя. Поэтому Великую Отечественную войну он завершил, сражаясь с немцем в небе.

Спустя пять месяцев после расставания, молодая жена получает повестку от мужа и уезжает к нему на восточные границы Родины. С тех пор уже ничто их не разлучало. Там они начали свою мирную жизнь, там же у них родились две прекрасные дочки.

Сегодня дедушки уже нет в живых. А бабушка продолжает встречать потомство. Она – мама двух дочерей, бабушка трех внуков и двух внучек и прабабушка трех правнуков и двух правнучек. Всех нас она вынянчила и вырастила. Через несколько дней, 7 марта, ей исполняется 90 лет. И вновь вся ее семья, от мала до велика, соберется за большим столом, чтобы поздравить любимую маму, бабушку и прабабушку.

 

Мне долго пришлось уговаривать бабулю рассказать эту историю. Не хотела она ворошить прошлое. Слишком печальное, горькое.

То была «война народная, священная война». С фашистом сражались все: солдаты, полководцы на фронтах; женщины, подростки, старики – в тылу, на благо фронта. Победу добывали все вместе. Потом, кровью, трудом и упорством. «Народ тогда был очень сплоченный. Все были за Родину, грудью готовы были за нее встать».

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
russian marriage homepage counter счетчик сайта