Проект «Рязань - Родной город»|Воскресенье, Декабрь 22, 2024|00:32
Вы здесь: Главная » новости » «Замок» для лошадей превращается в руины
  • Подпишись!

«Замок» для лошадей превращается в руины 

DSC_8334

Желтые охапки сена, свет из высоких стрельчатых окон. Через деревянные перекладины тянут морды кони. А на дворе валит апрельский снег и тишина, как в сказке… Мы на знаменитом Cтарожиловском конном заводе.

ЗА МИНУТУ ДО ОБВАЛА

В этом году ему исполнилось 122 года. Завод был основан в 1893 году одним из богатейших людей своего времени, строителем железных дорог, бароном Павлом Григорьевичем фон Дервизом. Это бы настоящий замок для лошадей, из красного кирпича, с башенками, с витражными окнами. Сегодня жемчужина архитектурного ансамбля старожиловской усадьбы фон Дервизов превратилась в жалкую развалюху на подпорках.

– На днях внутрь манежа рухнула двухметровая кирпичная труба, – рассказывает руководитель конной части Старожиловского конного завода Владимир Фролов. – За минуту до обвала там стояли лошадь и девушка, работница конезавода. Каким-то чудо они ушли с этого места, и потом рухнула тонна кирпича. Так и живем. Даже подремонтировать ничего не можем: здание является объектом культурного наследия федерального значения. Здесь нужно все с разрешения и по специальным проектам ремонтировать. Проблема в том, что ремонтировать никто не хочет.

Фото Александра Королева.

Фото Александра Королева.

ПОЧЕМУ УСАДЬБА СТАЛА РАЗВАЛЮХОЙ

Как выяснилось, здание конезавода усадьбы фон Дервиза в Старожилово принадлежит региональному управлению Министерства государственного имущества и земельных ресурсов РФ. Однако многие годы ремонт памятника культурного наследия не проводился. В результате помещения пришли в такое ужасающее состояние, что находиться внутри стало опасно для жизни. Со слов Владимира Фролова, о ситуации знают многие представители региональной власти, в том числе, работники Министерства культуры и туризма, в ведении которых находятся подобные исторические объекты. Заметим, на сайте Туристского информационного центра министерства конезавод в Старожилово представлен в самом привлекательном свете, как интересный туристический объект. Но, не смотря на это, положение завода становится все хуже и хуже.

Фото Александра Королева.

Фото Александра Королева.

– Когда-то конезавод был государственным, потом стал акционерным обществом, – продолжает рассказ Владимир Фролов. – Потом получилось так, что часть конюшен-новостроек, не имевших исторического прошлого, была выкуплена, а самую главную – памятник культуры – выкупить оказалось невозможно, так как она принадлежит мингосимуществу. Но в части ремонта историческая постройка хозяевам оказалась не нужна. А конезаводчики, занимавшие здание, просто не в состоянии были вложить такие огромные деньги в восстановительные работы.

Фото Александра Королева.

Фото Александра Королева.

Сегодня официального арендатора площадей старожиловского конезавода нет. Лошади здесь находятся буквально «на птичьих правах». По-честному, владельцам выгоднее найти для лошадей другие помещения. Но, как только лошадей отсюда заберут, так первый кирпич будет вынесен. Начнется разрушение этого здания. Его растащат, как растащили завод фон дер Лауница в селе Каргашино Сасовского района. История конного завода в Каргашино – это настоящая трагедия для Рязанской области. И такая же трагедия может произойти в Старожилово.

Фото Александра Королева.

Фото Александра Королева.

PS. Выслушав удручающую историю, «Родной город» решил найти ответственных и выяснить, почему на протяжении десятилетий замечательный памятник культурного наследия Рязанской области оставался без ремонта, и какие меры будут приняты для сохранения исторического наследия Рязанской земли? С этими вопросами мы обратились в Министерство культуры и туризма Рязанской области и в министерство имущества и земельных отношений рязанской области. О том, что ответили нам чиновники, читайте в ближайших номерах газеты «Родной город».

Фото Александра Королева.

Фото Александра Королева.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Рязанские лошади для царского двора

Устроителем и владельцем конезавода был барон Павел Григорьевич фон Дервиз, крупный промышленник, один из богатейших людей России. Затем имение унаследовал его младший сын Павел. Он занялся разведением, в том числе, орлово-растопчинской породы (названной по именам создателей – графа Орлова и графа Растопчина), которая с 1937 года стала называться русской верховой. Завод был одним из самых замечательных в России. До революции здесь было 2700 питомцев. Лошадей из Старожилово даже поставляли к царскому двору (сегодня, кстати, на них гарцует президентский полк). Но в основном верховых жеребцов и кобыл готовили для гусарских полков русской армии: на рязанских лошадях русская конная армия участвовала в сражениях во время Первой мировой войны, и на торжественные конные парады.

Фото Александра Королева.

Фото Александра Королева.

– Большой честью считалось приобрести лошадей этой породы, их было не очень много в то время, – поясняет нам тонкости дела Владимир Фролов. – Лошади эти отличались и отличаются легкостью, особым изяществом, красивой вороной или темно-гнедой мастью. Ну, это как Мерседес – сейчас очень популярен, особенно, черный. Так вот, орлово-растопчинскую лошадь можно, как раз, с ним сравнить. Порода прошла нелегкий путь, последний раз была практически уничтожена реформами Хрущева. В 1978 году было решено восстановить ее разведение на конезаводе. Предприятие стало базовым по разведению породы в масштабах СССР. И сегодня Старожиловский конный завод – единственный в России разводит лошадей русской верховой породы, той самой, которая когда-то была гордостью России. Наши лошади 24 раза выигрывали первенство СССР и России по конному спорту, были на двух олимпиадах, в Сеуле и Барселоне.

Фото Александра Королева.

Фото Александра Королева.

Фото Александра Королева.

Фото Александра Королева.

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
russian marriage homepage counter счетчик сайта