Путешествие в мир немого кино: в Рязани прошла лекция об истории киноискусства
5 ноября в Картинной галерее «В.Иванов и земля Рязанская» начался цикл лекций «Субъективные начала (истории) киноискусства». «Скажите, этот поезд прибывает на вокзал Ла Сьёта?..» – тема первой встречи. Мы предлагаем вам заглянуть на вторую.
На улице льет дождь и дует сильный ветер, на светофоре встречаются унылые рязанцы – все побыстрее хотят попасть домой. Все, но не я! Ведь сегодня я буду слушать лектора, о котором так много слышала. И вот, загорается зеленый человечек и людской поток растекается по тротуару.
Я попадаю в теплое и светлое помещение галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская», смотрю на часы – 18.40. До начала лекции еще 20 минут. Что ж, будет время привести себя в порядок. Я поднимаюсь по скрипучей лестнице на второй этаж. Стоит звенящая тишина и каждая встреча моих каблуков с паркетом сопровождается оглушительным звуком.
Наверное, никого еще нет. Я заворачиваю в зал, где огромные картины смотрят на меня со стен. В сегодняшнем лектории уже есть первые слушатели – взрослая женщина и две совсем юные особы. Я приятно удивлена, ведь лекция по истории кино! Сегодняшняя тема: «Волшебник из лавки с игрушками и другие персонажи» – это вторая лекция из цикла «Субъективные начала (истории) киноискусства», который читает Владимир Владимирович Холмогорский, старший преподаватель Рязанского государственного радиотехнического университета им. А.С. Попова.
Пока я была погружена в свои мысли минутная стрелка потихоньку приближалась к заветным 19.00. Вокруг меня уже собралось большое количество людей, свободных мест практически не оставалось. Меня приятно поразили 2 фактора происходящего – во-первых, на улице отвратительная погода, но люди, вместо того, чтобы скорее пойти домой, выпить горячего чая и укутаться в теплый плед, идут сюда, на лекцию; во-вторых, около 70% присутствующих – совсем молодые люди. А говорят, что нашему поколению ничего не нужно… А вот и нет.
Из раздумий меня выдернуло появление самого лектора – Владимира Холмогорского – это немолодой человек, довольно активный, располагающий к себе и довольно неплохо разбирающийся в технике. Все началось с маленьким опозданием – 5 минут – налаживали ноутбук и проектор. В это время лектор, не теряя времени, общался с залом. Мне казалось, что он знал каждого из присутствующих – он со всеми поздоровался, всем улыбнулся. И проронил: «С каждым разом все сложнее читать», – еще одно подтверждение, что в зале все «свои».
Погас свет и Владимир Холмогоров начал полуторачасовое путешествие в мир немого кино. В зале царит полнейшая тишина, все внимательно слушают лектора. Мы вспоминаем знаменитых братьев Люмьер и узнаем, что первую рекламу тоже сняли они – это была реклама мыла «Sunlight». Узнаем, что при реставрации старых фильмов пленка переворачивается и все герои становятся левшами. Вспоминаем и Томаса Эдисона, смотрим его фильмы.
В 1895 году появился кинематограф, а уже в 1897 – наступил его кризис, зрители перестали смотреть фильмы, им стало не интересно – еще одна интересная ремарка.
Далее мы узнаем на сколько опасным был тогдашний киносеанс, техника была очень взрывоопасной. Один неопытный киномеханик устроил сильный пожар, в котором заживо сгорело более 150 человек. Здесь происходит отсылка к настоящему времени. Для наилучшего понимания происходящего Холмогоров сравнивает трагедию со страшным пожаром в клубе «Хромая лошадь».
Жорж Мильес уже пытается раскрашивать кино и экранизировать книги. Первым он экранизировал Жюль Верна «Из Пушки на Луну». И это был уже полностью раскрашенный фильм, в котором использовалось много декораций. Он говорил: «Я снимаю фильмы так, как видят его зрители первого ряда партера».
Лектор вспоминает и о женской половине зала и делает акцент на девушках. Они тоже снимали кино, не смотря на то, что это было технически очень сложно. Они снимали фильмы на очень примитивные темы. Первой такой девушкой стала Алис Ги, которая сняла фильм «Капустная фея». В нем она объясняла откуда берутся дети. И, кстати, девушки первыми стали писать сценарии к своим фильмам.
«Закончим темой о прекрасном», – улыбается Владимир Холмогоров. В кино у героев появляются голоса – они начинают петь! Оказывается это очень сложный процесс, для которого использовали пластинки с произведениями тогдашних исполнителей.
Но все хорошее рано или поздно заканчивается, так и лекция подошла к концу. Но никто не спешил уходить все благодарили лектора громкими аплодисментами, а кто-то даже задавал вопросы.
Впереди еще две лекции из этого цикла: «Их знали только в лицо…» и «О, дивный новый мир…».
Приходите, будет интересно!
Юлия Телятникова