Проект «Рязань - Родной город»|Пятница, Ноябрь 24, 2017|18:49
Вы здесь: Главная » новости » Культура » Безумный полёт Полковника-птицы: гастроли Липецкого драматического театра в Рязани
  • Подпишись!

Безумный полёт Полковника-птицы: гастроли Липецкого драматического театра в Рязани 

dsc_0877

12 ноября Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого завершил свои гастроли в Рязани спектаклем «Полковник-птица» по пьесе современного болгарского драматурга Х. Бойчева.        

Спектакль Липецкого драматического театра «Полковник-птица» по одноименной пьесе Христо Бойчева оставляет после просмотра смешанные чувства.

Но для начала коротко о содержании. В одном заброшенном монастыре на Балканах в далеком будущем (3012 год) была устроена психиатрическая лечебница для душевнобольных солдат. В эту лечебницу присылают молодого доктора, который находит это место и его обитателей в ужасном состоянии: нет ни одежды, ни еды, ни воды, ни медикаментов. Шесть пациентов, каждый со своей фобией, ведут своё безнадежное существование, становящееся день ото дня всё более отчаянным. Их болезни прогрессируют, и постепенно люди начинают утрачивать человеческий облик. Случайно, по ошибке, на территорию монастыря сбрасывают гуманитарную помощь, предназначенную для миротворцев. В этих ящиках, помимо еды и одежды, больные находят солдатскую форму. Шизофреник полковник Фетисов, по больничному прозвищу «Русский», решает организовать отряд из местных «служак» и вступить с ним в ООН. Больница превращается в армейский плац. Жизнь больных начинает подчиняться строгому расписанию, полному тренировок, процедур закаливания, трудовой деятельности. Так, Полковник делает из своих «соседей по палате» бойцов и под Новый год отправляется с ними в Страсбург. «Безумному» отряду удается преодолеть пять границ европейских государств и в итоге оказаться в месте назначения. В ООН их не принимают, но они не оставляют надежду и продолжают двигаться к своей цели путем воспитания в себе армейской выдержки.

1

Пьеса наполнена различными философскими категориями. В ней говорится и о судьбе лишнего, заброшенного всеми человека, у которого нет права ни на что в современном обществе; и о стремлении во что бы то ни стало осуществить свою мечту; и ставится вопрос о разрушительном влиянии войны на душевное состояние людей; и об условностях, некой игре по общим правилам в мире якобы нормальном, хотя нелогичном и безжалостном. Эти темы пронизывают драму. Она вся сплошная рана, и, куда ни направь свою мысль, везде боль и страдания. Возможно, именно из-за переизбытка тем спектакль становится слишком многогранным. Не знаешь, на чём сфокусировать своё внимание. Всего так много, поэтому и впечатления остаются несколько неопределенными, хаотичными.

Безусловно, уникальность, оригинальность этой постановки не подвергается сомнению, и все многочисленные призы и награды за четыре года её существования – явное тому подтверждение. Также неслучайно, что спектакль вошёл в видеоархив «Культурное наследие России. 200 лучших спектаклей» Министерства Культуры РФ: «Полковник-птица» Липецкого драматического театра – готовое, полноценное театральное произведение, которое будет интересно публике ещё не один год. Уже на десятой минуте спектакля начинаешь понимать, что на сцене не случайное трехчасовое действо, заполняющее «окно» в репертуаре на какой-нибудь один сезон. Всё в этой постановке сделано грамотно, аккуратно, с математической точностью и геометрической выверенностью. Через полчаса просмотра становится окончательно ясно, что этот «конструктор» склеен прочно и надолго (режиссёр спектакля – Сергей Бобровский).

2

Несмотря на то что спектакль поставлен с использованием многих современных приёмов сценического искусства: модный литературный материал, лаконичные декорации, видеопроекция, аллегоричный театральный инвентарь, хореография и многое другое из того, чем обычно любят удивлять столичные театры, эта постановка не выглядит как подражание московским и питерским экспериментальным подмосткам. К слову сказать, «Полковник-птица» Липецкого театра не самый провокационный вариант интерпретации пьесы Бойчева. Например, постановка Электротеатра «Станиславский» эпатирует гораздо в большей степени. Поначалу может показаться, что и липецкая труппа ставит себе задачу шокировать зрителя: так, некоторые натуралистические сцены вызывают недоумение у зала. Но у тех, кто смотрел спектакль внимательно до самого финала, эти эпизоды сами собой стираются из памяти, так как особую художественную, концептуальную и смысловую нагрузку не несут.

Говорить о постановке можно долго, поэтому остановлюсь на одном, возможно, главном её достижении – атмосфере, которая удивительным образом меняется по ходу действия. Первый акт демонстрирует нам психиатрическую клинику в самом ужасном её варианте. Люди, находящиеся здесь, вызывают чувство брезгливости и отвращения. То, как они себя ведут, что говорят, настолько противоестественно общественной норме, так грубо и дико, что совершенно не веришь в их человеческую природу. Гнетущее ощущение какой-то отравленной, гниющей атмосферы. Однако как только Полковник берется за дело, все меняется. Сцена бани, с обливанием друг друга настоящей водой и намыливаем настоящим мылом, что вызвало у публики потрясающий эффект (право, взрослые как дети), как бы смывает плесневый слой с общей картины, впускает свежий воздух. Во втором акте перед нами уже обреченные и несчастные люди, достойные сожаления и сочувствия. И как поменялось впечатление. Появилась какая-то трогательность, грусть. Атмосфера наполнилась тихой печалью, где-то милым юмором, где-то откровенным состраданием. Так повернуть на 180 градусов ощущение от происходящего на сцене  – заслуга всей постановочной и актёрской команды. Но рискну предположить, что все же первую роль в этой метаморфозе играют артисты. Совершенно замечательная игра шести мужчин (Максим Дмитроченков, Дмитрий Ключников, Андрей Литвинов, Владимир Борисов, Владимир Авраменко, Эмин Мамедов) заставляет зрительный зал и ненавидеть, и смеяться, и сопереживать. К финалу спектакля каждый персонаж, безнадежный заложник своего душевного недуга, становится хорошим знакомым, с которым жалко расставаться, а хочется принять участие в его судьбе.

34

Роли исполнены очень ярко, самобытно; образы представлены чётко и целостно; каждый харизматичен и уникален. Фетисов (Максим Дмитроченков) – мужественный и крепкий полковник. По пьесе после гибели своей семьи он много лет совсем не говорил, но вдруг пробудившийся воинский азарт делает из него универсального солдата и заправского командира. Голос и выправка не дают и тени сомнения, что на сцене ненастоящий полковник. Хачо (Дмитрий Ключников) – оглохший бывший солдат, который всю жизнь мечтал играть на сцене. Ему удалось произвести впечатление своим талантом на приемную комиссию в театральном училище, и никто не заподозрил о его травме, но благодарственное письмо от бывшего командира, в котором он выражает признательность преподавателям училища за то, что они взяли глухого солдата, сыграло с юношей злую шутку. Теперь он в лечебнице, страшно заикается, читает по губам слова диктора с телевизора, у которого не работает звук. Матей (Андрей Литвинов) все время прячется в ящик, так как уверен, что он очень мал и любому не составит труда его раздавить. Единственная среди пациентов женщина по имени Пепа (Владимир Борисов), бывшая «одинокая таможница на таможне любви», считает себя монахиней, искупающей в монастыре свои грехи. В дальнейшем Полковник также берет её в отряд и внушает другим, что Пепа прежде всего дама и вести себя с ней надо учтиво. Особенно проникновенным выглядел трогательный танец Пепы и Полковника. Киро (Владимир Авраменко) – клептоман и врун. С ним больше прочих связано комических и курьезных ситуаций. Полковник и для него находит дело: заведовать имуществом и  быть снабженцем отряда. И, наконец, Давуд (Эмин Мамедов) – очень экспрессивный, колоритный цыган, у которого, как оказалось, есть семья: пятеро детей и жена, – которых он любит. В финале постановки он диктует письмо, в котором просит жену принять для детей нового, хорошего отца, так как без отца детям плохо.

5

Все эти персонажи, оставаясь сумасшедшими, проходят перед публикой некую духовную эволюцию. Так это видят зрители, однако смысл заключается в том, что в этих душевнобольных людях всегда было много человечного, светлого, доброго, однако глубоко зарытого где-то внутри обстоятельствами, жуткими условиями существования, а также событиями прошлой, якобы нормальной жизни.

В постановке прямым текстом звучит отсылка к Девяти Заповедям Блаженства. «Блаженны сумасшедшие» – этих слов нет в Нагорной проповеди Христа, но есть в сердцах больных, и их будет Царствие небесное, так как они и нищие духом, и плачущие, и кроткие, и жаждущие правды, и милостивые, и чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду и гонимые всеми.

6

Постановка вызвала долгие овации у рязанской театральной публики. Возможно, нам, обычным зрителям, не удалось уловить все нюансы, смыслы, намеки этого сложного произведения, но само высокое качество спектакля, думаю, оценено было всеми.


Банер-на-ПроРязань-мелкий
Читайте также:

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
russian marriage homepage counter счетчик сайта