Проект «Рязань - Родной город»|Пятница, Апрель 26, 2024|20:12
Вы здесь: Главная » Без рубрики » Ах, что движется там по реке?
  • Подпишись!

Ах, что движется там по реке? 

<![CDATA[В последней трети XIX века рязанское купечество освоило новый вид предпринимательства – перевозку пассажиров на пароходах. <p>В последней трети XIX века рязанское купечество освоило новый вид предпринимательства – перевозку пассажиров на пароходах.

Не транспорт, а романтика

Белоснежные и роскошные, построенные на «американский лад», они приводились в движение огромными гребными колесами по бокам. Большинство пароходов были оснащенны первоклассными буфетами, отдельными каютами, а некоторые — пиано, библиотеками и ресторанами с музыкой. Коридоры внутри пассажирских пароходов выстилали красными ковровыми дорожками. Поручни лестниц блестели никелем. В каютах таинственно сверкали толстые хрустальные зеркала. Этот вид транспорта считался самым романтичным.


Пароход "ЕЛЕНА"
Построен в г. Коломне на заводе КСМЗ в 1896 году. Мощность 320 л.с., скорость 18 км/час, вместимость до 400 пассажиров, грузоподъемность 120 т., Курсировал по реке Оке, владелец – А.В.Качков.

Меню для уважаемой публики рассылали в апреле. Заботливые пароходчики считали своим долгом заранее известить своих пассажиров, чем будут кормить в первую половину навигации и во вторую. Ближе к осени путешествовать на пароходе становилось приятнее, так как цены в меню радовали лояльностью. К этому сезону и рыба, и рябчики продавались дешевле. Пароходы подолгу стояли у пристаней, пока грузчики сновали туда-сюда с багажом и различными грузами.  А нарядно одетые пассажиры во время стоянки могли спокойно прогуляться по берегу. Бывали времена, когда провожали и встречали пароходы на пристанях с оркестром. Однако так было не всегда.

«Чудо» XIX века

 

Первый пароход появился на Оке в 1856 году. Назывался он «Скороход». У жителей приокских сел Рязанщины он вызвал небывалый ажиотаж. Но у некоторых – панику и страх! Смотреть на чудо, окутанное клубами дыма и само движущееся по воде, сбегались и стар, и млад. Многие всерьез считали, что корабль толкают бесы. Иначе как бы он сам плыл против течения? Те же, кто, несмотря на предрассудки, отважился отправиться в путешествие на пароходе, должны были приготовиться к большим трудностям и бытовым неудобствам.

Первые пассажирские пароходы были однопалубными. Пассажиров первого и второго классов размещали в трюмах. Места более дешевого третьего класса находились на корме палубы. Сверху они прикрывались тентом на случай дождя, а сбоку – парусиновыми шторками, хотя от ветра это плохо спасало.


Елатомская пароходчица М.А.Попова на палубе парохода "Великая княгиня Ольга" (в центре). 1913 г., Волга.

Первоначально котлы пароходов работали на дровах. В холодное время года отапливались только помещения первых классов. Для освещения использовался керосин и минеральные масла. Расстояние от Мурома до Нижнего такие пароходы преодолевали за двое суток.

 

Из пароходчиков в изгои

Самым известным в Рязани пароходчиком, занимавшимся пассажирскими перевозками, был касимовский купец Александр Качков. Бывший крестьянин, он личными трудами и усилиями выбился из социальных низов в первые ряды губернского общества. Многие смело назвали его на западный манер «человеком бизнеса». Кантора пароходства «Качков и К» находились на улице Затинной. Но купец имел еще представительства на родине в Касимове и даже в Нижнем Новгороде. Семь его пароходов каждый день везли пассажиров из Рязани в Нижний и обратно.

Аварии и поломки постоянно преследовали пионеров речного парового транспорта. Многие из них разорялись. Но те, кому хватило сил и настойчивости продолжать дело, быстро богатели.

Так, к  1915 году на нескольких линиях пароходства Качковых работало десять пароходов американского типа, два — полуамериканского, одно товарное и четыре буксирных судна. Кроме этого, Качковым принадлежало 25 пассажирских дебаркадеров, около 20 баркасов и барок. В Касимове пароходство владело затоном для ремонта судов. А в Москве, на Комиссариатской набережной, у рязанских пароходчиков имелись обширные склады.

В дореволюционные времена ходили по Оке два суперфешенебельных судна, принадлежавших уважаемым в городе людям. Один из пароходов, «Густав Струве», держал владелец роскошной гостиницы Карл Штейерт (сейчас в его здании расположилась ФСБ). Другой пароход принадлежал владельцу ювелирного магазина Семену Материкину. Здесь все было обустроено по высшему разряду, и условия располагали не только к комфортным прогулкам по воде и выездам на природу, но и к различным мероприятиям. Так, в 1905 году на рязанском пароходе «Густав Струве» прошел I Всероссийский  мусульманский съезд.

 

После Октябрьской революции пароходчики, к сожалению, стали изгоями, как одни из самых богатых представителей предпринимательского класса. 

На «пароходные» деньги…

Грузы по Оке возил другой купец-пароходчик, известный в Рязани меценат Иван Салтыков. Контора его пароходства находилась на Болдаревской улице (нынче – Некрасова). Старожилы помнят у дверей дома два якоря.

 Сено с окских лугов, известковый камень с касимовских карьеров, дрова, бревна, доски – все необходимое для жизни сел и городов тащили его буксирные пароходы и баржи на себе. На заработанные таким образом средства в 1912 году Салтыков выстроил, оснастил и передал в дар городу больничный комплекс в Рюминой роще. Два года спустя больницу посетил сам государь Николай II. Российский правитель оказался очень доволен увиденным. После 1917 года больница Салтыкова получила имя наркома здравоохранения РСФСР Николая Семашко.

Подготовила Галина Горбунова

]]>

Банер-на-ПроРязань-мелкий
Читайте также:

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
russian marriage homepage counter счетчик сайта