Колдуны из рязанского села Сумерки
<![CDATA[Почему сгорели Злые Пчелы? <p style="text-align: justify;">Колдуны из рязанского села Сумерки наводили страх на всю округу.
Сегодня мы продолжаем экскурсию по населенным пунктам с необычными и забавными названиями вместе с рязан¬ским краеведом Арсеном Бабуриным.
Причудливы и замысловаты названия, которые порой приходится видеть на дорожных указателях в рязанской глубинке. У одних названий есть своя история или легенда, которая передается среди местных жителей из уст в уста. А тайну других разгадать уже не суждено: деревушки вымирают, зарастают травой, стирается точка на карте, и все, что остается – это загадочные имена, собранные историками и краеведами.
Почему сгорели Злые Пчелы?
В Захаровском районе есть село с необычным названием – Добрые Пчелы. Откуда оно такое взялось – исследователи спорят до сих пор. По местным преданиям, рядом якобы располагалось когда-то еще одно село – Злые Пчелы, но потом сгорело.
А некоторые утверждают, что тамошние пчелы, вроде бы, не кусаются: такую особую, удивительную породу вывели местные мужики. Рассказывают даже, что в стародавние времена проезжала по селу царица, ей навстречу вылетел рой пчел, но ни одна ее не покусала. Царица воскликнула: «Какие добрые пчелы!» – с тех пор и пошло название села.
Есть краеведы, которые доказывают, что раньше село называлось Добропчелово, по фамилии одного из основателей: то ли помещика, то ли крестьянина. А потом название разделилось на два слова. Но самой достоверной кажется версия о том, что местные жители традиционно занимались пчеловодством. Обитательницы их ульев всегда давали обильный и душистый мед, славившийся на всю округу. Его так и называли: добрый.
А вот еще одно «медовое» название: речь идет о селе Добрый Сот Спасского района. Местное население традиционно занималось бортничеством, то есть собиранием меда диких пчел. Мед этот был вкусный, то есть добрый. А впрочем, эта версия происхождения названия – также не единственная. По преданию, во время нашествия татар на Рязанскую землю здесь стояла добрая сотня русских воинов. По другому преданию, во времена Петра I здесь располагалась царская сотня. Сегодня же вдоль шоссе в районе Доброго Сота стоит целая армия торговцев, которая в любое время года предложит вам яблоки и груши.
Ели мясо мужики…
В Путятинском районе есть поселок Мясной, у которого обычное на первый взгляд название имеет нетривиальную историю. Как рассказывают местные жители, как-то раз двое крестьян украли тут корову. Они отвели ее на безлюдный берег реки Пары и… съели. Так как в те годы корова считалась кормилицей и поилицей и на мясо ее пускали только в самых крайних случаях, разразился грандиозный скандал. О судьбе тех крестьян история умалчивает, а вот поселок, который вскоре появился на этом месте, получил название Мясной.
А в Кадомском районе когда-то была деревня Молочная Гора. Причину появления такого названия установить не удалось. Можем только предположить, что когда-то на склонах местных холмов паслись буренки, которые щедро одаривали местных жителей молоком.
Тьма и Свет
В том же Кадомском районе есть деревушка под названием… Сумерки. Конечно же, этот топоним не имеет никакого отношения к популярной нынче саге о вампирах. Но, тем не менее, есть повод задуматься. Сумерки, даже на первый взгляд, расположены обособленно, в стороне от других сел и деревень Кадомского района. Со всех сторон населенный пункт окружен мрачным сосновым лесом. Так что стоит включить воображение – и на очередную кинопремьеру можно уже не ходить…
«Во всей кадомской округе существует поговорка «сумерские колдуны». Почему так говорили? На эту тему местные жители распространяются неохотно, – рассказывает местный краеведческий сайт. – Люди здесь пожилые, верующие. Над воротами почти каждого дома висят потемневшие от времени иконки с Богородицей – православные обереги. Рассказывают, что последней колдуньей в этих краях была баба Соня, живущая в доме у озера. К ней ездили лечиться и ворожить с дальних деревень. Односельчане ее побаивались: по слухам, кому-то она испортила корову. Другая женщина обычно звала ее к себе в баню, но сама с ней не мылась. Однажды колдунья попросила вымыть ее, и вскоре хозяйку бани парализовало. Несколько раз в селе якобы видели, как ночью над какой-нибудь избой летел огненный змей и рассыпался, после чего в этих домах кто-то начинал тяжело болеть. Когда баба Соня умерла, в день похорон, вечером, двое мужчин из тех, кто копал могилу, захотели зайти в ее дом еще раз выпить после поминок, но, подходя, увидели вылетевшего из трубы огненного змея и ушли от греха подальше.
Поверья об огненных змеях можно услышать и в других районах Рязанской области, но именно в Сумерках они рассказываются так правдоподобно и разными людьми. Похоже, что в нечистую силу до сих пор верят люди пожилого возраста, как они привыкли верить с самого детства, проведенного в глухом лесном краю».
Если этого кого-то утешит, спешим сообщить, что «светлых» названий на карте Рязанской области гораздо больше, чем «сумрачных». В Ряжском районе, к примеру, есть поселки Солнце, Свет и Утро, а когда-то был еще и поселок Ясное Утро. В Михайловском – село Солнечное (бывшая Самодуровка, – прим. Корр). В Шацком районе есть поселок Луч, а в Сасовском районе в прошлом веке существовал поселок Ясная Заря.
Эх, цветки-лопухи!
Деревню Лопухи Рязанского района, по версии местных жителей, основали три семьи, выселенные из Епифании за какую-то провинность. Когда изгнанники добрались до этих мест, то увидели совсем безрадостную картину: кругом росли одни лопухи, ничего другого не было. В послевоенные годы в деревне проживало до 150 человек, но сейчас деревня снова зарастает лопухами: тут зимует лишь горстка немощных стариков.
А село Пеньки Пителинского района в давние времена, по преданию, располагалось на краю оврага. Бок о бок здесь жили татары и литовцы. Лес нещадно вырубали, освобождая территорию под пашни. Видимо, отсюда и пошло название Пеньки. Когда же к этим землям присоединилась часть Кадомского уезда со своими Пеньками (Полтевы Пеньки), чтобы не запутаться, первое село стали называть Грушевские Пеньки (по фамилии генерала-поручика Грушевского), а иногда – просто Поганые Пеньки.
В Рязанской области еще немало названий, имеющих «растительное» происхождение. Это деревня Цветки Шацкого района, речка Репейник – приток реки Жрака в Михайловском районе, деревня Лесные Цветы Сасовского района и так далее.
> Знаете ли вы, что…
Неизвестные имена
В Рязанской области есть немало водоемов, названных в честь человеческих имен и кличек животных. Кстати, происхождение многих из этих названий не выяснено до сих пор.
Это, например, озеро Иван в Старожиловском районе, река Машка (левый приток реки Пожвы), река Аленка (правый приток Оки), озеро Варвара в Касимовском районе, речка Мурка в Пителинском районе и ряд других. А вот историю озера Варюшка в Клепиковском районе краеведы все-таки выяснили. Когда-то, по легенде, в этих местах жил богатый купец, у которого была дочь Варвара. Отец души не чаял в своей дочери, и когда она по какой-то причине умерла, он назвал в ее честь озеро.
Оксана Калашникова
]]>