Кто ответит за деревья?
<![CDATA[Периодически в ЦПКиО проводят субботники <p style="text-align: justify;">Кто ответит за деревья?
Очевидно, в самое ближайшее время нас ждет очередное ужесточение коррупционного законодательства.
Беспрецедентные разоблачения в Министерстве обороны вновь заставили задуматься над извечными российскими вопросами: «Кто виноват?», а главное: «Что делать?». Ну «Что делать?» решили быстро – новым министром обороны назначен Сергей Шойгу. Назначение, безусловно, многообещающее, однако главный долгожитель российской исполнительной власти у нас один, а проблем… Например, знакомые рязанские преподаватели с нескрываемым сожалением делились со мной жгучим желанием видеть все того же Шойгу министром образования. Думаю, врачи, строители, а также представители многих других профессий присоединились бы к этим несбыточным мечтам. Но вернемся с вершин большой политики к нашим обывательским рассуждениям. У нас в областном центре тоже происходят интересные события. Например, недавно проходили общественные слушания. Вновь ломались копья по поводу многострадального Генплана. Но на этот раз не будем проливать слезы над практически уничтоженным историческим лицом древнего города. Поговорим об экологии.
И начнем с того, что отношение к экологическим проблемам у нас в Рязани традиционно сложное. Причем традиция эта давняя, идущая еще с советских времен, когда экологию считали чуть ли не буржуазной наукой. Хотя в те времена областной центр был, скорее, счастливым исключением из общего правила – в течение десятилетий Рязань занимала в СССР почетное второе место по количеству зеленых насаждений на душу населения. Мне рассказывали, что легендарный председатель горисполкома Надежда Чумакова при рассмотрении очередного строительного проекта прежде всего интересовалась, какое количество «зеленых» площадей пострадает при застройке. Если город терял более 10 кв. м деревьев, проект однозначно отправлялся на доработку.
Непрезентабельные ароматы
Сегодня о таком отношении к городским паркам и скверам (имеются в виду не только зеленые насаждения, внесенные в реестр, но и «стихийные», в официальные бумаги не вошедшие) и говорить как-то странно. Всего за 10-15 лет количество зеленых насаждений снизилось в разы, и в подушевом исчислении оно в четыре раза меньше необходимой нормы. Ну а что вы хотите, если во время практически неконтролируемой застройки 90-х годов прошлого века, по данным независимых экспертов, Рязань теряла по три озелененных участка в день!
Судите сами: на Первомайском проспекте концентрация загрязняющих веществ в воздухе превышает норму в 15 раз! Не менее «ядовиты» и перекрестки улиц Дзержинского, Высоковольтной, Первомайского проспекта, очень сильно загазована улица Чкалова. И это только в центре. Что уж говорить о традиционно проблемных промышленных микрорайонах…
Мы уже рассказывали о том, что после постройки Северной окружной дороги близ трассы, проходящей мимо села Борки и поселка Ворошиловка, на месте заливных лугов образовалась топкая трясина. Попадание в эту котловину канализационных стоков из Кузьмина оврага привело к загниванию болот. Специалисты неоднократно предупреждали — активное строительство вдоль трассы Московского шоссе приведет к тому, что в пойме рек Плетенка и Павловка через 5-6 лет на территории между Мервино, Мервинскими выселками, Ситниками и Храпово также образуется болото. Только вот предупреждения эти оказались гласом вопиющего в пустыне. В результате наша Рязань, «душа России», как с нежным придыханием в голосе называют ее чиновники, все явственнее начинает попахивать чем-то явно непрезентабельным.
Нарушенный мораторий
Казалось бы, самое время бить тревогу. Однако рязанское начальство, видимо, не считает ситуацию столь уж катастрофичной. Сейчас полным ходом идет процесс очередной подготовки предложений о внесении поправок в Генплан города в части замены функциональных зон городских парков, скверов, бульваров на зоны делового, общественного, коммерческого назначения и зоны застройки индивидуальными домами.
Учитывая высокий профессионализм чиновников администрации, курирующих строительное и природоохранное направления, испытываешь недоумение по поводу того, кто же инициирует некоторые спорные решения.
Самое интересное, что по всем постановлениям проводятся общественные слушания, то есть формально буква закона соблюдается. Только вот результаты этих обсуждений в Рязани не всегда оказываются обязательными для исполнения.
Примеров тому, как говорится, «вагон и маленькая тележка». Достаточно вспомнить о моратории на вырубку зеленых насаждений, объявленном нашим славным городским депутатским корпусом в 2008 году. Нет, все-таки народные избранники довольно странный народ – стоило всему городу чуть ли не завопить от возмущения по поводу уничтожения пруда в микрорайоне Канищево, как сразу же: «Что вы, что вы, стоит ли так волноваться: четыре года ни один строитель ни к одному дереву и близко не подойдет». Видимо, до этого предполагалось, что рязанцы предпочитают жить исключительно в каменных джунглях. Конечно же, данный мораторий был нарушен уже через несколько месяцев. Естественно, нашлись серьезные объективные причины. Ну а как же им не найтись? Распределение земельных участков под строительство сулит такие выгоды, что тут не до экологии… Помнится, тогдашний депутат Рязанского городского Совета и директор МУП «Информационно-кадастровый центр по землеустройству и градостроительству» (МУП ИКЦ) Владимир Бочаров объяснял общественности и журналистам, что новый порядок охраны земельных участков и зеленых насаждений, принятый городским Советом, решит практически все вопросы, связанные со строительными работами, которые затрагивают зеленые зоны. Мол, теперь они будут регулироваться решениями депутатов, а не постановлениями чиновников администрации. Был даже принят специальный перечень, включавший 241 объект. «Учитывая то, что на бумаге уровень озеленения Рязани поддерживается только за счет земель Солотчи, каждый из этих участков имеет огромное значение для благоустройства и экологии города», – заверял общественность депутат и начальник городского земельного ведомства. Надо ли говорить, что практически все пункты, предназначенные сегодня к изменению своего «зеленого» статуса, также были включены в этот перечень.
Зачем вам власть?
Недавно с пятилетним племянником решил погулять в рязанском ЦПКиО. Многие горожане до сих пор называют его Рюминой рощей, отдавая должное знаменитому местному олигарху, который почти два века тому назад подарил областному центру островок нетронутой природы. Странное и почти мистическое впечатление производит сегодня эта самая большая зеленая зона нашего города.
Территория ЦПКиО – более 14 га. По документам она находится в бессрочном пользовании городского комитета по физической культуре и спорту, а отвечает за ее состояние Дирекция по благоустройству города. В общем, пользуются одни, а отвечают почему-то другие… И еще один интересный факт: во всероссийском реестре городских парков у нашего даже адреса нет. У всех указывается подробный адрес, телефон администрации, директора, бухгалтера, год создания, площадь. А у нас только: «Рязанский парк культуры и отдыха». И все… За последние 15 лет в Рязани было как минимум четыре проекта глобального преобразования ЦПКиО. Задумывался тут Диснейленд европейского уровня. Фирма «КомСтрин Рязань» предложила проект реконструкции ЦПКиО.
Предполагалось выложить дорожки тротуарной плиткой, реконструировать входы в парк, установить фонтан и аттракционы, построить аквапарк и, что самое главное, очистить Рюминский пруд.
Некоммерческое партнерство «Русская сказка» выступало с инициативой реконструкции Рюминой рощи и строительства культурно-развлекательного комплекса с концертным залом, боулинг-клубом, профессиональными студиями, рестораном, обзорной площадкой, аквапарком, гостиницей, детским развлекательным комплексом.
Говорят, что в Нижнем Новгороде на всероссийском уровне на полном серьезе обсуждались возможности привлечения к реконструкции Рюминой рощи волонтеров-альтернативщиков. Словом, рисовались проекты, строились планы, подсчитывались будущие доходы. Разумеется, все проекты были глобальными, требующими мощных инвестиций. У нас ведь как? Песочницу во дворе поставить – нет средств, а весь центр плиткой выложить – запросто. Интересно, что инвестиции эти нешуточные всякий раз были просто «на подходе». Ну просто рядом… До того рядом, что местные «зеленые» начинали спорить, сколько деревьев вырубят и как призывать общественность на их защиту.
Но каким-то мистическим образом все вновь заканчивалось заросшими аллеями с грудами мусора и традиционными весенними субботниками, которые так любит рязанское начальство. В этом вопросе наши депутаты проявили удивительную твердость – парк в частную собственность не отдали. Оставили в муниципальной. Правда, субботники – это практически все, на что хватает городской власти. Хотя есть десятки российских городов, где нормально работают главные городские парки. Об одних заботится власть, о других – местная бизнес-элита. Есть и такие, которые отданы инвесторам со стороны. В Воронеже, например, в Астрахани, в Петрозаводске. Ну и что? Боитесь чужаков? Делайте сами! Не можете, не знаете как? Тогда для чего вам власть? Парк создавался многими поколениями рязанцев, сегодня он дичает и умирает. И ответить за это, как и в случае с Торговыми рядами на площади Ленина, похоже, некому.
Периодически в ЦПКиО проводят субботники. Спасибо. Но парку нужен постоянный уход.
Для многих горожан ЦПКиО – любимое место для прогулок.
Михаил Колкер
]]>