Проект «Рязань - Родной город»|Понедельник, Декабрь 23, 2024|09:10
Вы здесь: Главная » Без рубрики » Откуда есть пошел День города Рязани или Как это было: воспоминания рязанского первопроходца
  • Подпишись!

Откуда есть пошел День города Рязани или Как это было: воспоминания рязанского первопроходца 

IMG_0012

В сентябре 1987 года в Москве впервые в истории страны официально прошел День города. Но мало кто знает, что Рязань на несколько лет опередила  столицу.

Все  на «Золотые рудники»!

В 1982 году молодой, горячий и инициативный Центра народного творчества Вячеслав Коростылев вознамерился открыть и предоставить рязанцам лучшие, корневые основы многовековой народной культуры.

Рязань еще не знала, что стоит на пороге грандиозного события – Дня города. Согласно планам первопроходца, рязанцам предстояло не только погулять и повеселиться, но познакомится с культурой своего края, надежно скрытой от глаз городского жителя, упрятанной по селам и деревням.

«А иначе это не праздник, а художественная самодеятельность какая-то!», – с такой критической мысли об общепринятой концепции массовых мероприятий начал директор рязанского Центра народного творчества свой путь в народные массы.

– И работа закипела, – рассказывает Вячеслав Коростылев. – После нескольких бессонных ночей был составлен подробный сценарий праздника. В результате долгих согласований выбрали место его проведения – в Зеленом театре в Горроще. Пригласили коллективы участников из нескольких районов области. И имя празднику дали – «Золотые Родники». В печать ушли афиши с анонсом этого масштабного мероприятия. Из типографии они вернулись с громким призывом посетить «Золотые Рудники». Конечно, тираж был отправлен в корзину. Но это нас не смутило, отпечатали новые. Главное, впереди был праздник!

И вот наступил долгожданный день. Для выступления на сцене Зеленого театра из районов области приехали более 1000 человек. Артисты волновались перед выходом. Организатор хлопотал, хватит ли мест всем желающим увидеть шедевры народного фольклора. И только рязанцы понятия не имели обо всех этих переживаниях и не проявляли никакого интереса. В зрительских рядах свободно разместились от силы 50 человек. Тех, что случайно проходили мимо.

И десант с барабанами

Выступление перед практически пустыми рядами зрителей длилось часов пять. Праздник с треском провалился. Слава Богу, организатора не побили.

– Тогда я понял, что для Дня города время еще не пришло. Начать нужно с районов, – вспоминает Вячеслав Коростылев. – Волею судьбы первым стал Михайловский.

На следующий год, на праздник народного творчества в Михайлов были приглашены лучшие коллективы области. От местного руководства требовалась подготовка города к предстоящему празднику: ремонт стадиона, столовой, асфальтирование дороги, а также приглашениез зрителей из всех местных сел, совхозов и колхозов.

– Погода была шикарная, сцена была огромная, народу – не сосчитать, – рассказывает Вячеслав Васильевич. – Я договорился с десантным училищем, с покойным генерал-лейтенантом А. В. Чикризовым, сказал ему: «Алексей Васильевич, а давайте сбросим десант!». «Давай! – ответил Чикризов. – А то все по болотам прыгают». «А  можно, чтобы с трубой?», – поинтересовался я. «Да  хоть с барабаном!» – ответил Чикризов. Мотивировку этого действа сформулировали так: «В целях пропаганды военно-прикладных видов спорта среди сельской молодежи».

И вот праздник начался. По стадиону шли коллективы в лучших народных костюмах. На сцену приземлялся десант с трубами. Вокруг — многоцветье, трибуны – битком.  Для зрителей это был шок. Они увидели все лучшее, что было в области. Участники, руководство, организаторы, все  -  были потрясены произошедшим. «Это невероятно! Такого еще не было! Впервые в жизни!» – слышалось то тут, то там.

Затем по согласованию с  Рязанским ОК КПСС подобные праздники провели в Сараях, Путятино, Спасске, Сасово и других районных центрах области.

«Правильный» праздник

Лед тронулся. Районы всколыхнулись. Масштабные праздники, организованные совместными творческими силами Вячеслава Коростылева и районов области, начали жить своей жизнью.

– Наш Центр уезжал, а праздник оставался, – рассказывает Вячеслав Васильевич. – Методом проб и ошибок вырабатывался системный подход. И тут в Москве прошел первый День города, и начались Дни городов по всему Советскому Союзу. Необходимы были специалисты, имеющие опыт организации тысяч участников и десятков тысяч зрителей.

Ими оказались заслуженный работник культуры РФ Всеволод Борисович Сигалов и  Вячеслав Васильевич Коростылев. На конкурсной основе предлагались разные концепции праздника, в том числе очень смешные, с подвозом коллективов участников на грузовиках, обивкой Успенского собора цветной фанерой и так далее. Но победил здравый смысл. Во-первых, решено было пригласить делегации из районов, чтобы показать многоцветье всей рязанской культуры. Во-вторых, День города нужно было «разложить» на несколько составляющих. Иначе это была бы давка, а не праздник. В целом схема (она работает и по сей день) выглядела так:

– Официальное открытие: начальство возлагает цветы, принимает делегации, произносит речи.

– Сердцевина праздника: на территории Кремля, в исторической среде зарождения и бытования фольклора, проходят выступления народных коллективов Рязанской области.

– Периферия: праздник сам идет к людям в микрорайоны, на специально определенные площадки.

– Шоу: массовое театрализованное зрелище на стадионе.

– Молодежная программа: дискотека на эстраде на Лыбедском бульваре, когда стемнеет.

Все встало на свои места. План был принят и реализован.

Ай да размах!

В день праздника улицу Революции перекрыли. Посреди площади Советской (Соборной) поставили огромную эстраду. Вдоль тротуаров расположились обжорные ряды: столы ломились от выпечки и деликатесов. И это в то время, когда ключевым было слово «дефицит». Задумка была такая: народ придет, купит гостинцы, поглазеет на сцену, вернется домой с двумя сетками пирогов и скажет: «Какой же хороший праздник!». Другие останутся и посмотрят, как на громадной сцене будут выступать хоры в полсотни человек и ансамбли песни и пляски. И скажут: «Боже мой! Как здорово!», — и пойдут домой. А кто-то пройдет за сцену в кремлевский сквер и увидит в сени аллей выступления небольших ансамблей, вокальных и инструментальных, прогуливающихся в цветастых костюмах гармонистов, балалаечников, скоморохов. И не удержатся, и скажут люди: «Вот это – да! Настоящий праздник», – и пойдут домой. А некоторые перейдут кремлевский мост, а там… Там выступают аутентичные фольклорные коллективы в оригинальных нарядах, извлеченных из сундуков. Их сотни. Ни одного повторяющегося костюма. Возле Певческого корпуса развернулись традиционные народные ремесла: здесь бабушка плетет корзинку, там – ткет половик, вот гончар работает с глиной, дед вырезает ложки. Люди смотрят, фотографируют, глаза лезут на лоб от восторга и удивления…

Позже, спустя много лет, на одной из конференций выяснилось, что это был не только День города, но и первый в Советском Союзе областной фольклорный праздник такого масштаба.

«Это все мое, родное!»

По итогам первого удавшегося Дня города Вячеслав Коростылев решил провести социологический опрос. Чтобы не возгордиться головокружительным успехом, а узнать объективное мнение народа. Систематизированные и проанализированные анкеты показали следующее.

Зрители на вопрос «Ваши впечатления? » в основном отвечали: «Я в шоке». Бабушки причитали: «Я сама из деревни! Я это все тоже умею! Это ж все мое, родное! Ой, не могу, и это все живо, и все цело! Как хорошо!» Люди среднего возраста рассуждали: «Это просто здорово. Я помню, как с бабушкой ездил в деревню. И видел все это своими глазами. Прекрасно». Молодежь удивлялась: «Я и не подозревал, что мы располагаем таким богатством! Я не видел этого никогда, но почувствовал, что это – мое. Как здорово, что есть эти люди, и они хранят эту культуру. Как хорошо, что вы их нашли, привезли, организовали. И я готов помогать, только никто не предложил».

Участники на вопрос «И чего вы из Кадома (Сараева, Касимова, Скопина и т. д.) сюда приехали?» говорили: «Ой! Да как же нас все здесь любят! К нам и подошли, и сфотографировали, и потрогали, и расспросили. А как нам хлопали! И еще приедем! А то и в Рязани давно не были. А в Кремле вообще ни разу. И это так здорово!».

P.S.  Что было дальше? Волна праздника накрыла Вячеслава Васильевича с головой. К нему потянулись вереницы людей:  преподаватели вузов, журналисты, классные руководители, учителя истории, географии, русского языка. И все – с требованием: дайте нам материалы, дайте нам эскизы костюмов (мы себе такие сошьем), дайте песни и вообще дайте все, что есть.

– Я ответил, что у меня ничего нет, – рассказывает Вячеслав Коростылев. – На что получил еще большее возмущение: «Нет, ну как так? Ну, вы совсем обнаглели? Ну, ведь где-то же это есть?!». И тогда я решил заняться сбором материала и издать Рязанскую этнографическую энциклопедию как свод знаний о традиционной культуре Рязанской области.

Но это уже совсем другая история, о которой «Родной город», возможно, расскажет в следующих своих номерах.

Историю Дня города в Рязани изучала Галина Горбунова

 

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика
russian marriage homepage counter счетчик сайта