Героическая путаница
Мы привыкли гордиться историей нашего древнего города. Правда, недавние опросы рязанских школьников показали, что в голове у них изрядная путаница. Например, многие уверены, что князь Олег был современником Евпатия Коловрата и вместе с ним отражал Батыево нашествие на Рязань. А штурмовал хан Бытый и, в последствии, разрушил, ни много ни мало, как Рязанский кремль, где и проживал князь Олег с семейством и дружиной. Довод при этом приводиться «железный»: «Ну, ведь в кремле находится Дворец Олега? Об этом во всех путеводителях написано…».
То, что исторический князь Олег Иванович жил значительно раньше (на несколько веков) постройки основного комплекса Рязанского кремля и к Батыеву нашествию, так же как к Евпатию Коловрату, просто физически не мог иметь ни какого отношения было для опрашиваемых подростков настоящим историческим открытием. Так же, как сведения о том, что героическая оборона Рязани происходила вовсе в другом месте, да и, по сути, в другом городе. Про «старую Рязань» они, конечно, слышали, но как-то не связывали эти два факта (штурм и географическое местоположение) в одно историческое целое. Что уж говорить об объективной оценке фигуры самого рязанского князя. Тут в головах многих рязанцев,есть серьезное непонимание. Ну как же – памятник стоит, на гербе Рязани присутствует – значит сплошь «положительный» и без единого пятнышка на репутации. Довольно спорное утверждение… Фигура Святого князя Олега Рязанского далеко не столь однозначна. Получение Рязанью «великого княжения» многие историки связывают с тесными и вполне дружественными контактами Олега Ивановича с Золотой Ордой. Более того принятие князем монашеской схимы и его духовный подвиг под именем старца Иоакима рассматривается, как следствие глубоко душевного кризиса и раскаяния.
Что же касается Евпатия Коловрата, то здесь вообще история довольно темная. Точнее исторически малодостоверная. Как пишет Большая Советская энциклопедия: «О борьбе рязанского «вельможи» Е. К. и его «полка» (численностью в 1700 чел.) после взятия татарами Рязани (1237) рассказывается в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» (1-я половина 14 в.), в которую этот сюжет проник, очевидно, из народного эпоса». То есть фигура Евпатия и его ратные подвиги скорее сродни былинным богатырям и рассматриваться могут скорее с точки зрения литературной, чем фактологической. Хотя, с другой стороны, былинные подвиги и сегодняшняя реальность так тесно переплетаются на рязанской земле, что иногда остается только удивляться.