Рязанцы побывали на постановке в Шекспировского театра «Глобус»
В кинотеатре «Кронверк Синема» (ТЦ «Виктория Плаза») проходит театральный киносезон 2013 года. То, что вы увидите, это ни в коей мере не телеспектакль, это полноценное драматическое представление с антрактом, только запечатленное на кинопленку.
Шекспир для драматургов всех времен и народов сделал тоже самое, что Пушкин со своим легким четырехстопным ямбом для российских стихотворцев. Англичанин «осовременил» античный театр, упростил его, сделал понятным для всех – от королевы до последнего лавочника.
К счастью сюжеты и накал страстей в драматургических произведениях во время этой «реформы» нисколько не пострадали. «Много шума из ничего» считается самой яркой шекспировской пьесой. Сюжет прост. Есть парные персонажи Беатриче и Бенедикт, Геро и Клаудио. Первые – убежденные противники брака, вторая пара, напротив, влюблены друг в друга, и дело близится к свадьбе. В роли классического злодея выступает дон Хуан, для которого совершение пакостей – чистое развлечение.
Все, кто приглашен в дом губернатора Мессины Леонато, поддерживают влюбленность Геро и Клаудио, и одновременно всеми силами стараются «свести» Бенедикта и Беатриче – записных острословов, ценящих свободу превыше всего, и во всем этом крайне похожих друг на друга. Сговорившись, доброхоты устраивают все таким образом, что Бенедикт слышит о том, как сильно влюблена в него Беатриче, а та в свою очередь, подслушивает разговор, как по ней сохнет Бенедикт. Уловка удалась, еще боясь признаться сам себе, что попались в сети взаимной любви, молодые люди присматриваются друг к другу, изучают, и, приходят к выводу, что да, они оба созданы друг для друга.
Тем временем, накануне бракосочетания Геро опорочена. Дону Хуану удалось заманить в свидетели Клаудио, и тот наблюдает измену своей невесты, не догадываясь, что это Маргарита, камеристка Геро, встречается со своим дружком. На свадьбе жених бросает на пол обручальные кольца и чтобы вернуть несчастной невесте доброе имя, Леонато соглашается представить все таким образом, будто Геро (его родная дочь) умерла. Все в шоке и потрясенный Клаудио готов на все, ибо не ожидал что все закончится так трагически. Леонато говорит, что раз уж Клаудио не стал зятем, пусть будет племянником и женится на дочери брата. Клаудио покорно на все соглашается. На могиле Геро он горько сожалеет, что поверил коварным наветам. Когда он является в дом Леонато, к нему подводят даму в маске и требуют от него клятвы обвенчаться с ней. Клаудио даёт такую клятву, дама открывает лицо, и молодой человек столбенеет — перед ним Геро.
За одно Бенедикт просит обвенчать его и Беатриче. Гонец сообщает, что схвачен бежавший дон Хуан и доставлен под стражей в Мессину. Все счастливы и классическая комедия положений заканчивается танцами.
Немногие знают, что театр «Глобус», как и во времена Шекспира имеет открытую сцену, и спектакли могут идти прямо на свежем воздухе. Постановка 2011 года запечатлена на пленку именно в такой момент. Причем, всех, кто купил билеты в партер, обильно поливало докучливым английским дождиком. Когда камера «наезжала» на зрителей, можно было наблюдать, как постепенно увеличивается количество людей, «упакованных» в прозрачные плащи-накидки.
Естественно, английская публика реагировала на происходящее на сцене очень живо. Тонкий английский юмор, искрящийся в комедии, им близок и понятен, а зрители рязанского «Кронверк Синема» смеялись не столько над спектаклем, сколько над хохотом англичан по ту сторону экрана. Иногда возникало ощущение, что люди, собравшиеся перед сценой Шекспировского театра, видят комедию впервые в жизни, настолько они удивлялись, когда сюжет неожиданно совершал резкий поворот, а персонажи демонстрировали нетипичное поведение.
Следует добавить, что все зарубежные спектакли и фильмы-выставки демонстрируются на языке оригинала, смысл передается с помощью субтитров. Кстати, отличный повод для англоманов потренироваться в произношении.
Ольга Челышева