Что объединяло певицу Валентину Толкунову и рязанского футболиста
И в советские, и в постсоветские годы Валентина Толкунова по праву считалась всенародно любимой певицей в нашей стране. За много лет творческой деятельности она исколесила весь бывший Союз – от Камчатки до Калининграда, от Туркмении до Карелии. Не раз Народная артистка РСФСР бывала и в нашем регионе. Причем выступала с концертами не только в областном центре, но и в районных городах. Правда, в последние годы своей жизни певица приезжала в Рязанскую область не так часто. Поклонники вспоминают два ее концерта в Сасове в 2002 году, когда она сначала дала сольный концерт в местном МКЦ, а на следующий день уже участвовала в знаменитом аверкинском песенном фестивале, который прошел в сасовском парке 40-летия ВЛКСМ.
В 2003 году Валентина Васильевна приезжала в Рязань, чтобы дать концерт в кремле, посвященный 225-летию образования Рязанской губернии. А в 2007 году народная артистка посетила наш город в качестве агитатора на выборах в Государственную Думу.
Но не только гастроли связывали Толкунову с рязанским краем. Говорят, что в течение нескольких лет певица снимала домик в шиловском селе Ерахтур. Правда, как сообщил «Родному городу» брат певицы Владимир Васильевич Толкунов, история о ерахтуровском домике, скорее всего чье-то преувеличение. По крайней мере, ему об этом ничего не известно. Но вот что точно нельзя отрицать, так это то, что в 80-х годах Валентина Васильевна частенько приезжала отдыхать в Спасский район, в деревню Сумбулово, к ветерану войны Евгению Ивановичу Дорофееву. Об этом «Родному городу» рассказала внучка ветерана — Анна Лащук.
ПИЛИ ЧАЙ И ПЕЛИ ПЕСНИ
Как познакомились Толкунова и Дорофеев, сейчас уже вряд ли кто скажет: нет давно в живых ни Евгения Ивановича, ни Валентины Васильевны. Есть только предположение, что встретились они на одном из концертов, где Евгений Дорофеев, будучи начальником рязанской вневедомственной охраны МВД СССР, обеспечивал порядок.
- В Сумбулове у нас дача была, — вспоминает внучка Евгения Ивановича Анна Лащук. – Вот туда, практически каждое лето Валентина Толкунова вместе со своим мужем (Юрием Папоровым, журналистом-международником – Ред.) и приезжала. Дома у нас часто бывали застолья в хорошем смысле этого слова, всегда приходило очень много творческих людей: художники, фотографы, литераторы, писатели, спортсмены. Поэтому нет, наверное, ничего удивительного, что приезжала и Толкунова.
В Сумбулове у Дорофеевых был большой дом и отдельные гостевые домики. Толкунова жила с мужем в большом доме, а дети и внуки — в гостевых. Отдельный дом был у деда, где у него хранились рыболовецкие снасти. Туда он никого не пускал.
- Я многого не помню, ребенком еще была, — продолжает Анна, — но в памяти осталась эта огромная коса Толкуновой, причем она никакими лентами не была завязана. В доме была большая веранда с выходом на озеро, и по вечерам они там собирались пить чай. Был такой большой сервиз, белый с красными горошинами. Они пили чай, а потом пели песни. Всем было весело…
Приезд народной артистки в небольшую рязанскую деревеньку был, конечно, событием. Кто-то радовался, а кто-то жутко завидовал Дорофеевым. Когда Толкунова уезжала, соседи ходили и противными голосами напевали: «Ты заболеешь, я приду, Боль разведу руками, Все я сумею, все смогу, Сердце мое не камень».
ВРАТАРЬ ПО ПРОЗВИЩУ КОЗЕЛ
Сам Евгений Иванович Дорофеев родился 22 марта 1918 года на Дальнем Востоке, но на войну уходил из Рязани. Героически воевал на Сталинградском и Юго-Западном фронтах, командовал лыжным батальоном. При обороне Изюмского плацдарма участвовал в рукопашных схватках с гитлеровцами. Дважды был тяжело ранен, в том числе в голову, а под Днепром контужен.
После демобилизации Евгений Дорофеев работал в милиции во вневедомственной охране и продолжал заниматься спортом.
- Он выступал за футбольные и хоккейные команды мастеров, занимался легкой атлетикой, десятиборьем, вел школу бокса при Рязанском облспорткомитете, — вспоминает заместитель председателя Совета ветеранов рязанского спорта Александр Мелешкин. – Это был истинный динамовец. Тогда было не как сейчас, купили вот лыжников и ждут, что медали принесут на Олимпиаде, в зачет попадут. А раньше это был бы позор. Если ты из «Динамо» в «Спартак» ушел, тебе болельщики проходу не дадут. Так вот Дорофеев — от начала до конца – динамовец, полковник МВД. В футбол отменно играл, в воротах стоял лет до 40, если не больше. А прозвище у него было Козел.
- ???
- Да не удивляйтесь, тогда у всех прозвища были: Леха-лепеха, Серега Фара, Леша Дубовый нос, Козел… Не в оскорбительном смысле, конечно.
Оказалось, что такое прозвище в те времена было в какой-то степени даже почетным. Козлами называли очень ловких и прыгучих вратарей. К слову, знаменитого советского вратаря и футбольного комментатора Владимира Маслаченко это прозвище тоже не обошло стороной. Прославленный голкипер вспоминал, как в детстве из-за невероятной прыгучести к нему приклеилась эта фирменная кличка.
- Как он умудрялся в футбол играть, ведь весь изранен был?
- Хм, а тогда многие играли после ранений, — пожимает плечами Александр Михайлович. — Считалось, что если вышел на поле – должен биться до конца. Никто никогда не выпендривался и не прикрывался своими ранами… Время было такое.
Рассказывают, что Евгений Дорофеев играл даже против Василия Сталина в Москве. Сталин за ВВС, Дорофеев за «Динамо». Многие в Рязани ходили на стадион специально, чтобы только на игру Козла посмотреть.
- Он до такой степени был динамовцем, — что впереди на «пятерке» была прикреплена буква «Д», — вспоминает Анна Лащук. – Из аэропорта, бывало, выходим, мне говорят к машине бежать. Номера не помнила, но всегда знала: машина синяя, а на решетке радиатора — динамовская эмблема.
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
- То, что дед работал в милиции, у меня как-то уходило на второй план, — рассказывает Анна. — Он – надводник, подводник, футболист, хоккеист, рыбак, художник. Он был просто вездесущ, и везде у него все получалось. Вокруг него постоянно были люди. Про таких говорят – человек с обаянием Штирлица.
Возможно, это самое обаяние и помогло когда-то молодому Евгению Дорофееву покорить сердце одной из самых красивых женщина Рязани (по семейным преданиям). Ее, так совпало, тоже звали Валентина. Поженились молодые еще до войны. Муж не разрешал своей красавице работать, поэтому Валентина сидела дома, занималась по хозяйству, вышивала да воспитывала детей. В конце 90-х годов корреспондент одной из областных газет брал интервью у четы Дорофеевых. Статья была названа в честь Валентины Федоровны – «Рязанская Мадонна».
Кроме спорта, книг, живописи и рыбалки Евгений Иванович посвящал время воспитанию внучек. Причем, у него была своя особая система воспитания, благодаря которой он старался довести до понимания детей, что никто ничего в этой жизни просто так не даст – нужно зарабатывать своим трудом.
- Дед, бывало, поднимал нас со старшей сестрой на зорьку, и шли мы на рыбалку, — вспоминает Анна. — Брал с собой шоколадки, чтоб конкурсы проводить: кто быстрее поймает, или кто выловит самую крупную рыбу, или кто больше поймает. Также за шоколадки навоз собирали… Бегали с сестрой по деревне с ведрами и собирали. Стимуляция для ребенка была хорошая.
P.S. Умер Евгений Иванович Дорофеев в 2003 году, до самых последних дней оставаясь в здравом уме и светлой памяти. В министерстве спорта Рязанской области висит стенд ветеранов спорта – участников Великой Отечественной войны. Среди двух десятков ветеранов на почетном месте — и фотография Евгения Дорофеева, кавалера двух орденов Красной Звезды, ордена Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени…