Рязанский военком ищет родственников ветерана, чтобы вручить награду спустя 70 лет
Заинтересовавшись судьбой одного героя, рязанский военком обнаружил другого бойца, которого представили к ордену Красной Звезды, но так его и не вручили.
Несколько месяцев назад в руки военкома Геннадия Ларина попало личное дело участника Великой Отечественной войны — майора Лашина Петра Максимовича. В потертой папке, кроме многочисленных характеристик отчаянного танкиста, лежит и наградной лист, согласно которому гвардии майор представляется к званию Героя Советского Союза.
- Вот с этого момента и начинается самое интересное, — рассказывает начальник отдела военного комиссариата Рязанской области по Октябрьскому и Советскому округам Рязани Геннадий Ларин. – Наградной лист есть, а Звезды Героя на фотографии ветерана – нет. Чтобы выяснить, по какой причине не вручили награду, я написал запрос в Подольский военный архив. Через какое-то время мне пришел ответ: «Гвардии майор Лашин Петр Максимович, 1913 года рождения, уроженец Башкирской АССР, Мелеузовского района, деревни Семендяевка, начальник штаба 71 танкового полка 11 гвардейской кавалерийской дивизии по представлению к званию Героя Советского Союза награжден орденом Кутузова 3 степени. Награда вручена». То есть, нашему герою высшую награду заменили низшей. Правда, по какой причине это произошло, не установлено.
Но на этом история не закончилась. Военные архивариусы проявили инициативу, и нашли документы на другого Лашина Петра Максимовича, 1913 года рождения. Полный тезка рязанского Лашина, только жил он в Ташлинском районе Чкаловской (ныне Оренбургской) области, и был не танкистом, а кавалеристом. Его представили к ордену Красной Звезды, но награду не вручили.
- Я позвонил своему коллеге военкому Ташлинского района, — продолжает Геннадий Владимирович. — Он говорит, Лашин – фамилия наша, ташлинская. Они перевернули всех Лашиных, выяснили, что от них он на фронт призывался, но не вернулся. В то же время, по Книге памяти как погибший он тоже не проходит. Вот я и хочу теперь, чтобы награда орден Красной Звезды нашла своего героя. Наверняка он уже умер, но остались, наверное, родственники, близкие.
- А как сложилась судьба «рязанского» Лашина?
- Трудно сказать, почему его личное дело оказалось в Рязани. Возможно, жил здесь, похоронен. Судя по его личному делу, у ветерана было трое детей. Может, остались родственники.
Выписка из наградного листа Лашина Петра Максимовича, уроженца Башкирской АССР:
«С 22 по 26 августа 1944 года в районе Валя Узулуй (Венгрия) при прорыве сильно укрепленной обороны противника (скарпы, проволочные заграждения, рвы) — лично руководил танковой группой, прорвал оборону, уничтожил до 200 солдат и офицеров противника и дал возможность частям дивизии развернуть наступление.
В районе Мишкольц и Вата с 13 по 18 ноября 1944 года, когда две дивизии попали в окружение, майору Лашину было приказано с танковой группой прорвать кольцо и дать возможность выйти частям дивизии на соединение с окруженной группой. Задачу Лашин выполнил, при этом уничтожил шесть орудий, 24 пулемета, шесть минометов и до 300 солдат и офицеров противника.
22 января 1945 года у деревни Гебельярши в окружение попал кавалерийский полк. При прорыве танковой группы Лашина уничтожено: один бронетранспортер, одна минометная батарея, девять пулеметов, сто солдат и офицеров противника. Там же группа Лашина отбила 12 танковых атак, уничтожила при этом четыре немецких танка, одно самоходное орудие, две автомашины, три орудия, четыре бронетранспортера и до 15 солдат и офицеров. За проявленную доблесть, мужество и героизм гвардии майор Лашин достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
P.S. В то же время редакция Родного города разыскивает родственников танкиста Лашина Петра Максимовича, чтобы выяснить послевоенную судьбу их героического деда.