«Плохих людей в рязанском театре кукол не бывает!»

В этом году актрисе кукольного театра Валие Бареевне Абрамовой исполнилось 60 лет.
Говорят, что ее руки творят чудеса, заставляя бездушную материю двигаться с пластикой, присущей человеку, а голос артистки вдыхает в деревянных персонажей жизнь, мысли и душу…
«ИСТИННАЯ КУКОЛЬНИЦА»
Родилась Валия Бареевна в Свердловске, в простой многодетной семье, где кроме нее были еще три сестры и брат. Как признается сама актриса, росла она застенчивым, скованным ребенком, настолько зажатым, что боялась отвечать в школе у доски перед всем классом. Но театр помог маленькой Валие раскрепоститься. Точнее, кукольный театр, за ширмой, ведь, ее не видно – только куклы. За первые театральные уроки она до сих пор благодарна своему первому учителю Нине Владимировне Павловой.
После школы Валия поступила в Свердловское театральное училище на курс Романа Вандермана. Правда, сначала брать ее не хотели. Говорили все, что, мол, девушка «в теле, зачем она нам». Но Роман Михайлович заступился за абитуриентку, сказав «нет, она истинная кукольница». Видимо, что-то разглядел в ней. И не ошибся.
После окончания училища Валия уехала в Сибирь, романтики захотелось. Но жизнь севера оказалась не такой поэтичной, и вскоре, собрав вещи, актриса уехала ближе к солнцу, в город Николаев, что под Одессой. А еще через полтора года Валия получила письмо от Валерия Шадского, который к тому моменту возглавил рязанский кукольный театр и набирал труппу молодых талантливых актеров. Он приглашал Валию в свой театр, и она, недолго думая, согласилась. Это было в 1979 году. И вот уже на протяжении нескольких десятилетий Валия Абрамова верна областному театру кукол.
СЕМЕЙНЫЙ ДУЭТ
Отныне Рязань стала ее домой. Здесь Валия устроила и семейную жизнь. Ее мужем стал актер-кукольник, Заслуженный артист России Андрей Абрамов. Вместе с супругом они составили замечательный творческий дуэт. В копилке их совместных работ есть такой прославленный номер как «Клошар», что в переводе с французского означает «бомж». Да уж, французский язык преобразит что угодно. Сама суть номера заложена в названии – ирония судьбы: ты никогда не будешь тем, кем не являешься. Фабула проста: эпизод жизни бомжа, который ненадолго стал «богатым», но не смог этим воспользоваться. Здесь смех и грусть — стороны одной медали. — Номер «Клошар» родился случайно, — вспоминает Валия Абрамова. — Мы с мужем были дома, занимались каждый своими делами, он рисовал, я, по-моему, вязала. Он вдруг сказал: «Валь, у меня номер есть». Я «загорелась»: «И у меня тоже!». Он начинает мне рассказывать, что он придумал, и я понимаю, что наши задумки схожи! Так возник «скелет» нашего номера. Потом мы стали работать над ним, добавлять в него различные детали – скелет стал обрастать «мясом».
«ЗАПОВЕДНИК» ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ
Профессия актера – кукольника не всегда благодарная. Артист много отдает, но мало получает: нет в этой профессии славы, нет яркой отдачи. Актера не видно, он остается инкогнито для зрителей. Но, несмотря на это, кукольник — профессия очень благодатная. Благодатная для развития личности, внутреннего мира актера. Во многом она философская и даже мистическая.
Куклы… Они способны заключить в себе целую вселенную и одновременно отозваться гулкой пустотой. Потому что ни добро, ни зло не присущи самой кукле. Дерево, глина, ткань, краски — все естественно. А то, что сверх естества - дело человека.
- Кукла, она живая, с ней разговариваешь, и она тебя понимает, — говорит Валия Бареевна. — Если у тебя внутри что-то есть, то кукла берет все. Когда ты с ней сливаешься, это так здорово! Она тоже тебя чувствует, привыкает к тебе, срастается с тобой. В этом есть, конечно, что-то мистическое. Но я адекватно к этому отношусь.
- Валия показывает удивительные работы, удивительные по технике кукловождения, по исполнительскому профессионализму, и в то же время такие трогательные, душевные, — отзывается об актрисе художественный руководитель Рязанского театра кукол Валерий Шадский. — Иногда острохарактерные, иногда пронзительно-тонкие, напряженные, иногда — вызывающие слезы, печаль, грусть. Она удивительно «тонкая» актриса, которая умеет достигать гармонии.
Творческие люди никогда не бывают обыкновенными. Они очень чувствительны, они без «кожи», они всегда балансируют, в них чувствуется неповторимая грань между смехом и горечью, радостью и разочарованием. Это отразилось и в характере, и в творческом пути Валии Абрамовой.
- Она четко соответствует образу творческого человека: иногда вспыльчивая, иногда не терпящая возражений, но в душе остается очень чутким, тонким человеком, который может прийти в любое время на помощь, — продолжает Валерий Николаевич. — Плохих людей в театре кукол вообще не бывает, или они здесь просто не задерживаются. Здесь у нас «заповедник» хороших людей. И она в их числе. Я ее очень люблю и уважаю.
ОТ ХВОСТИКА СОБАЧКИ ДО КОРОЛЕВЫ
Есть мнение, что театр – это кладбище самолюбия. Якобы без этого не может быть артиста. Это как художник, который рисует картины и никому их не показывает. Актерам свойственно тщеславие, самовосхваление и непомерные амбиции. Они всегда хотят блистать, исполнять только главные роли, быть в эпицентре. Удивительно, но у Валии этого нет. Она исключает все вышесказанное и опровергает театральные стереотипы.
- Театр кукол очень специфичен, — считает Валерий Шадский. — Тут иногда приходится работать даже хвостиком собачки, и она (Валия Абрамова – ред.) не гнушается этой роли. Сегодня королева, а завтра — хвостик собачки. Я очень ценю это в ней и вообще в актерах, когда они понимают, что работают на общее дело, и если здесь собачка хвостиком не вильнет, значит, что-то в спектакле потеряется.
Среди последних выдающихся работ Валии Абрамовой знаковым для нее стал спектакль «Зимы не будет!», поставленный по пьесе Виктора Ольшанского. Несмотря на простоту сюжета, в пьесе заложен очень глубокий смысл. Это современная сказка о вечных ценностях, которые мы так часто забываем, о тонких и неуловимых материях, которые мы порой не бережем. Это спектакль обо всех нас, о «человеках». О взаимоотношениях, о добре и бескорыстии, о сострадании и бесчувственности. Это произведение уровня высокой трагедии. Только не видно конца. Конец остается открытым, но чуткая душа поймет, что ждет всех героев пьесы.
- Конечно же, моя героиня умрет, — говорит актриса. — Это не показано, но она умрет. Потому что она не нужна. Кошки умрут, и она умрет в эту зиму, которая будет…
В этом спектакле у Валии роль «в живом» плане. На ней – вся смысловая нагрузка. За роль Паши Большой в этом спектакле на областном конкурсе «Признание» Валия Абрамова получила первую премию.
«Родной город» поздравляет Валию Бареевну с юбилеем и желает ей долгих-долгих творческих лет!