Бои за высоту

«Родной город» продолжает публиковать воспоминания рязанцев-ветеранов Великой Отечественной войны.
17-летнего Михаила Федоровича Корлюкова призвали в армию в 1943 году из села Ключи Кораблинского района. Сначала отправили в Костромскую пехотную школу, учиться на сержанта, а после этого погрузили в эшелон и прямой дорогой в Смоленскую область. А оттуда пешком через Белоруссию в сторону Прибалтики.
— Шли долго, — вспоминает Михаил Федорович. — Спали прямо на ходу. Смотришь сон, а все равно шагаешь. Бывало по пятьдесят километров в день проходили. Одним словом, пехота… Сто верст прошел, еще охота, — улыбается ветеран.
Через несколько дней подразделение пулеметчика Михаила Корлюкова подошло к реке Западная Двина. Переправились на другой берег, а там человеческие кишки на деревьях висит и сразу попали под огонь немцев.
— Начался авианалет, а я бегаю как угорелый, не знаю куда схорониться. Лег на бугре. А кто-то из пожилых говорит: «Ох, смотрю, как ты бегаешь хорошо. Ищи лунку и прыгай туда, а там на кого Бог пошлет». Так вот и столкнулся впервые с неприятелем.
КАК БУДТО ПАЛКОЙ ПО НОГЕ…
Ну а дальше в составе 267 стрелковая дивизия молодой сержант-пулеметчик Корлюков освобождал от захватчиков прибалтийские города Паневежис, Шяуляй, Либаву и другие. Под Либавой Михаила ранило. Осколок прилетел в ногу, но в запале боя сержант ничего не заметил.
— Я бежал, вдруг чувствую, по ноге будто палкой деревянной ударили, но особого внимания не обратил, — вспоминает ветеран. — Когда все закончилось и стали раненых подбирать, только тогда почувствовал, что в сапоге хлюпает. Понял, что прилетело. Месяц пролежал в медсанбате, потом неделю в госпитале для легкораненых и снова на фронт.
Примерно тогда же сержант Корлюков получил орден Славы III степени. Но за что конкретно, ветеран не говорит.
— Да я не помню уже за что. Воевал, потому что… Я к тому времени уже был комсоргом, бывало так, что именно комсоргам и парторгам приходилось поднимать атаку. Встанешь первым, а за тобой уже рота идет.
ИЗ РУК В РУКИ
В одном из населенных пунктов, рота Михаила Корлюкова должна была взять высоту. Брали, но не удерживали и отходили. Снова брали, и снова отходили.
— Немцы начинают напирать, мы по-пластунски от них в лес. Там схоронимся, подождем, когда «Катюша» даст два-три залпа и снова поднимаемся, берем высоту. «Катюша» здорово нам тогда помогала. Это были сильные бои. Много было и раненых, и убитых. Погибших солдат накрывали просто палаткой и оставляли их похоронной бригаде, которая шла вслед за нами.
— На той высоте стоял сгоревший домик, только печь да труба осталась, — вспоминает Михаил Федорович. — Пока мы там находились, один лейтенант залез в печь и уснул там. А тут приказ, отходить. Мы оставили высоту, а когда через несколько часов мы снова ее взяли, этот офицер выскочил из печи уже совершенно седой. Сказал, что когда проснулся, хотел выйти, но увидел часового немецкого перед собой. Так и сидел, ни чихнуть, не кашлянуть… Ух, натерпелся.
По воспоминаниям ветерана, дезертиров в их полку не было. Ни разу не видел, чтобы кто-то бежал. Впрочем, и немцы не сдавались.
— Однажды в разведку пошли, и на нейтральной полосе глядим, совсем молодой немец сидит и спит с винтовкой. Командир подошел к нему и ногой стукнул. Тот подскочил и завопил: «Немец капут, немец капут!» Не стали его расстреливать, отправили в тыл. Пожалуй, это единственный случай, когда фриц в плен к нам попал.
Победу Михаил Корлюков встретил в городе Тильзит (Восточная Пруссия), ныне город Советск Калининградской области.
В армии Михаил Федорович служил до 1951 года. Все это время ездил по стране, строил аэродромы. После демобилизации работал электриком на заводе цветных металлов и «Теплоприборе».
P.S. Редакция «Родного города» благодарит совет ветеранов Советского района города Рязани за помощь в подготовке материалов о ветеранах Великой Отечественной войны.
В тему
25 июня 1941 года город Шяуляй занимают немецкие войска. Евреи города были согнаны в гетто и практически все убиты. В июле 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта под командованием маршала Баграмяна проводят Шяуляйскую наступательную операцию, во время которой, 27 июля 1944, в город входят советские войска. 16 августа немцы наносят мощный контрудар западнее и северо-западнее города. Ожесточенные бои продолжаются до 29 августа. Более месяца город находился во фронтовой зоне. Было уничтожено 80 % зданий.