Рязанские мастера. Интервью с художниками-бутафорами Рязанского театра кукол
Рязанский театр кукол располагает своими собственными мастерскими, где появляются на свет куклы и декорации. Но зарождается театральная кукла в бутафорском цехе. А работают в нем мастера художники-бутафоры. С двумя из них – Ширяевой Татьяной Николаевной и Абрамовой Натальей Алексеевной мы побеседовали и узнали о тонкостях данной профессии.
Расскажите, пожалуйста, немного о себе: где Вы учились, работали и как пришли к своей нынешней профессии?
Т. Ш.: В Рязанский театр кукол я пришла в 1993 году. Проработала здесь уже больше двадцати лет. В 1977 году закончила Рязанское художественное училище художником-оформителем. Потом работала на заводе по этой специальности. В 1993 году начались сокращения штатов, и я пришла в театр. Я была этому очень рада, так как очень любила работать руками.
Н. А.: Я закончила Рязанское художественное училище по специальности «художник-педагог». Потом работала год в художественной школе №1, а на следующий год поступила в Московский технологический институт на художественное отделение. По окончании обучения пришла работать в ТЮЗ. Но мне всегда хотелось попасть в Театр кукол, и когда это произошло, я была очень рада. Я и в детстве всегда рисовала кукол, с сестрой делали кукольный театр, вместе играли, вот поэтому мне интересно здесь работать. Еще мы здесь и декорации делаем, к каждому спектаклю расписываем их.
Т. Ш.: Весь спектр наших обязанностей – изготовление кукол, реквизита и декораций: фактура, оклейка и роспись.
Есть ли то, что больше нравится?
Н. А.: Больше, наверное, нравится расписывать декорации, потому что можно внести что-то свое. Конечно, придерживаться эскиза художника нужно, но все равно это более свободная сфера деятельности. Куклу всегда надо точно изготовить по эскизу.
Т. Ш.: Декорации бывают очень сложные. Например, в спектаклях «Демон», «Диоген» мы вырезали ножом из пенопласта камни, наклеивали, потом фактурили тканью, чтобы все думали будто на сцене каменная стена, на самом деле там простой пенопласт, наклеенный на фанеру и расписанный под камни. В этом и заключается суть нашей бутафории. Но мне больше нравится изготавливать кукол, особенно мимирующих, которые кроятся из поролона. Они очень выразительные, хотя и сложные в исполнении.
Опишите процесс создания одной куклы.
Т. Ш.: Сначала идет обсуждение режиссера и художника-постановщика будущего спектакля. Они решают какие куклы будут в спектакле: марионетки, планшетные, тростевые или другие. Художник делает эскизы к будущему спектаклю, а также чертежи кукол, декораций и реквизита, а мы воплощаем эти идеи в жизнь. Над каждой куклой работает: художник-бутафор, механик-конструктор. Художник-постановщик задает образ куклы еще в чертеже, задает материалы для них. Для изготовления кукол мы используем: изолон, дерево, поролон и другие материалы. Например, в театре был спектакль «Синяя Борода», там куклы были с шарнирами, а сделаны они были полностью из пенопласта и обклеены папье-маше. Для «Чиполлино» мы сделали 50 кукол полностью из изолона, обшитые бархатом. Головы кукол мы обычно лепим из папье-маше. Папье-маше – это несколько слоев бумаги и «крафта». Обязательно используем «крафт» — это проклеенная почтовая бумага, благодаря ей изделия получаются очень прочные. Затем отдаем голову будущей куколки конструктору-механику, который делает «скелетик» и механику для этой куклы, чтобы она могла делать повороты, наклоны головы, моргать глазками и прочее. Конструкцию приносят к нам в цех, и мы делаем фигурку, ручки, ножки. Потом грунтуем головку, делаем парички, в конце на куколку шьем костюм, и она готова для росписи.
Расскажите подробнее о видах кукол.
Т. Ш.: В нашем театре очень много разных кукол. Тростевые куклы – это куклы, которые обычно бывают за ширмой, ими управляет актер с помощью тростей и гапита. Планшетными куклами актеры работают на поверхности стола. Мимирующие куклы – самые сложные, они делаются из поролона. В их голову актер вставляет руку и управляет ртом, глазами куклы.
Н. А.: В нашем новом спектакле «Лафертовская маковница» используются шарнирные куклы. В каждом суставе шарнир, даже в голеностопном. По 14-15 шарниров в каждой кукле. Так пожелал режиссер, чтобы куклы могли делать все движения и головой, и руками, и ногами. В каждом спектакле свои куклы, которые никогда не повторяются.
Сколько времени примерно занимает создание одной куклы?
Т. Ш.: Изготовление куклы занимает разное время. Можно трудиться и целую неделю над одной. Куклы все разные по сложности. Ручной труд кропотливый и долгий. Во время репетиций возникает потребность в новом реквизите. Даже в последний момент перед сдачей спектакля может возникать для нас работа.
В свободное время Вы делаете кукол?
Т. Ш.: Свободного времени не остается, потому что иногда одновременно мы делаем кукол даже для двух спектаклей сразу, поэтому мне хватает работы в театре.
Н. А.: Я иногда делаю на праздники сувениры и дарю их родственникам и друзьям. Получается оригинальный подарок.
Следите ли Вы за творчеством других мастеров?
Т. Ш.: Стараемся перенимать опыт других мастеров. Каждые два года в нашем театре проходит фестиваль «Рязанские смотрины», куда привозят свои лучшие спектакли отечественные и зарубежные театры кукол. мы смотрим как изготовлены куклы, из каких материалов. Со временем узнаем новые технологии — раньше мы делали фигурки поролоновые, потом узнали, что, оказывается, уже все перешли на изолон.
Н. А.: Мы работаем с разными художниками-постановщиками и каждый из них предлагает что-то новое в работе.
То есть это развивающаяся в технологическом плане сфера?
Н. А.: Да, появляются новые клеи, грунтовки, шпатлевки, герметики, лаки, а также новые материалы.
За что Вы любите свою профессию?
Т. Ш.: Делать нашу работу трудно, но, когда приходишь в зрительный зал, на душе праздник.
Н. А.: Очень приятно осознавать, что мы вносим свой вклад в работу нашего театра.